Итоги года малого бизнеса: дефицит кадров стал темой года

Традиционно в канун Нового года «СДП» задает вопросы представителям различных секторов малого бизнеса и общественным организациям — что предпринимателям удается, а что пока не очень, с какими проблемами они столкнулись и как от этих проблем избавляются. Или просто ждут лучших времен? Что заметного произошло в 2023 году рассказывают сами предприниматели.

Станислав Стебаков, амбассадор кофейного бизнеса самообслуживания в Петербурге

Бизнес без людей

Станислав Стебаков, ведущий сообщества «Кофевары» и амбассадор кофейных стоек в Петербурге, говорит, что  — главный итог года — все отрасли экономики ощущают дефицит кадров, зарплаты растут и затраты бизнеса растут, и все большей популярностью пользуется бизнес «без людей«.

«Это значит, что кофейные стойки самообслуживания пользуются у предпринимателей все большей популярностью, — говорит Станислав, — а продажи значительно стабилизировались. В начале года мы вообще не понимали, что происходит, но с середины октября все нормализовалось. Год мы заканчиваем лучше, чем планировали. Если говорить глобально по отрасли, то появилось много альтернативных предложений в виде техники, в том числе, китайской».

Это стало приятной неожиданностью, продолжает Станислав, взяли такую технику на тестирование и вдумчиво ее гоняли и она оказалась не хуже, чем европейская, и для бизнеса это хорошо. «В Китае активно развивается бизнес на кофе, растет сеть «Старбакс», хотя традиционно в нашем понимании Китай — это чай», — говорит предприниматель.

В сообществе стало больше на 30-35% физических участников, интерес к бизнесу на кофе остается, стали появляться люди с минимальным опытом ведения торговых проектов. «Неделю назад я продал своему коллеге кофейную стойку самообслуживанию, он хотел миллион инвестировать, и стойка уже показывает приличные обороты. Не закончится ли история кофе-станций этим годом? Думаю, нет, хотя торговые центры и другие явные локации заполнены, но нужно работать ногами — искать новые локации, там либо «затруднен общепит», либо далеко от торговых мест, либо неудобно. Таких мест много, в Петербурге 400 бизнес-центров и далеко не все обставлены стойками. Год мы прожили лучше, чем ожидали. По Петербургу было продано 250-300 стоек, это почти как до пандемии. 70-80% стоек самообслуживания принадлежат частникам, имеющим по 1-3 автомата.

Начинают слышать малый бизнес

Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу»:

Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу»

— Итогом 2023 года можно считать 774 закон  правительства Петербурга, которое дает возможность предоставлять земельные участки бизнесу взамен выбывших по тем или иным причинам из городской Схемы размещения нестационарной розницы. Это большое совместное достижение исполнительных органов власти, депутатов Законодательного собрания и предпринимателей. То, что мы просили более 10 лет — применение правила «с потерей мест не теряется бизнес» — наконец произошло. Но если так будут раз в 10 лет выполнять то, что просит бизнес, а ведь это же реально помогает не только бизнесу, это помогает специалистам ключевых комитетов, облегчает им работу, дела не будет.

Что пока не получилось — не удалось доказать власти, что продление договоров аренды на 7 лет, как во всей стране, это хорошо и для бизнеса, и для власти, не получилось сработать с КППИТ (комитет по промышленной политике, инновациям и торговле) по поводу государственных киосков прессы, в связи с тем, что эта программа пробуксовывает, в Схеме размещения заморожены десятки или даже сотни мест, и предприниматели, если захотят заниматься бизнесом на печатной продукции, не могут воспользоваться местами в Схеме.

  • Что было хорошего? Многие комитеты стали слышать малый бизнес, потихоньку, боясь дать понять предпринимателю, что они готовы сотрудничать, у нас почему-то считается, что сотрудничать с бизнесом — это плохо, это как показать свою слабость, пойти у предпринимателей на поводу, а когда это происходит, оказывается, такое сотрудничество выгодно всем, и предпринимателям, и чиновникам, и городу.

В этом году в Петербурге пришел новый уполномоченный по защите прав предпринимателей, мы ждали этого момента с тревогой, и были рады, что пришел Валерий Калугин, беды бизнеса он знает не понаслышке.

К сожалению, проблемы ювелирной отрасли в течение года не решились (с 2023 года всю ювелирную отрасль, в том числе малый и микробизнес, перевели на ОСНО, и предприниматели добиваются возвращения специальных налоговых режимов — Ред.) — пока мы ничего именно в виде документа не добились, и стало понятно, что сколько бы мы не подавали научных экспертиз, а мы их в правительство подали две,  это не влияет на принятый закон. Но власти думали, что ювелиры пошумят и успокоятся. Однако сообщество сплотилось еще больше, общественные организации работают и скорее всего в следующем году послабления для ювелирной отрасли будут достигнуты.

Кадры и маркировка

Светлана Молчанова, исполнительный директор Союза производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП).

— Самое большое событие для легкой промышленности Петербурга — мы по обороту по сравнению с прошлым годом  выросли на 98% . По снижению напора на сектор маркировки «Честный знак» мы ничего не добились, маркировка будет использоваться для всего ассортимента, маркировать в 2024 году придется практически всю номенклатуру, список изделий с 1 апреля увеличится в 4 раза.

Светлана Молчанова, исполнительный директор СПИЛП, на круглом столе в Государственной Думе: обсуждают проблемы легкой промышленности и маркировки

Кроме того, в перспективе на одежду введут экологический паспорт, об этом разговоры идут и это также дополнительная нагрузка на бизнес. Но документа об этом пока нет.

Однако пока военный заказ нужен, и мы растем. Также петербургские компании открывают новые торговые точки, компания Pompa открывает новые магазины, «Леди Шарм» также идет этим путем. Однако, проблема кадров, которая влияет и на производство, и на сбыт, торговлю, никак не решается, все по-прежнему возят мигрантов. Завозят новые бригады. Поэтому никто не хочет развиваться и все понимают, что расти сейчас не получится, для этого просто нет рабочих рук.

Искусственный интеллект наблюдает за нашими бабушками

Алексей Маврин, генеральный директор сети пансионатов ухода за пожилыми «Опека»:

Алексей Маврин, основатель сети пансионатов «Опека»
— В этом году новых пансионатов мы не открывали. Но потенциальные будущие открытия есть — в следующем году мы начинаем продавать франшизу, уже идут переговоры. Становимся также IT-компанией, доказывая, что и социальный бизнес может взаимодействовать с технологиями и искусственным интеллектом. Сейчас в сети работают 13 пансионатов в 5 регионах, это Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Челябинск. Цифровизировали услуги — теперь под присмотром сервиса удаленного мониторинга подопечные проживают не только у себя дома, но и в пансионатах, а это 900 человек. Искусственный интеллект наблюдает за нашими подопечными 24/7 и в случае необходимости на помощь сразу приходят специалисты.Также в пансионатах мы внедряем программу реабилитации и ежемесячно её проходят более 30 человек. А еще мы инвестировали в технологию приготовления еды су-вид. Это позволяет готовить на паровой бане, сохраняя в еде все витамины. Эту технологию используют топовые рестораны. Вот такие у нас итоги года.
Персонала нет
Михаил Гусейнов, совладелец сетей кофеен «Чайникофф» и блинных «Чайная ложка»:
Михаил Гусейнов, совладелец сетей «Чайная ложка» и «Чайникофф»
— Похвастаться в этом году нечем — ужас, что творится на рынке персонала, 2,9% безработица, а нас учили, что при безработице 3,5% — это практически нулевая ставка. Адская нехватка сотрудников. Хотя у нас было три открытия в этом году — запустилась «Чайная ложка» на Гороховой, в ТК «Сенная» и на Староневском. Что будет в следующем году? С таким дефицитом персонала не можем пока ничего загадывать.
Участвовал в десятках аукционов, но не выиграл
Юрий Рагулин, генеральный директор ООО «Айсберг» и управляющий торговыми объектами ИП Павловская.
Юрий Рагулин (на фото справа) и его бизнес-партнер Станислав Жакалов в бизнесе на НТО с 2012 года, всего они управляют более, чем 40 участками под киоски и другую нестационарную торговлю
— В этом году впервые с нами досрочно прекратили два договора аренды земельных участков, а я веду этот бизнес с 2005 год, и ни один договор ранее не прекращали, а теперь  — вот вам — в условиях СВО, вот вам — кризис и поддержка малого бизнеса — один договор прекратили на пр. Просвещения и второй — на площади у Балтийского вокзала. Причина — «нарушение целей использования» — это значит, что была заявлена торговля, но одновременно к пирожку продавали кофе, и это уже «общепит», поэтому прекратили договор.
Это очень искусственные придирки, я считаю. По одному из этих объектов это была четвертая проверка ККИ — раньше предъявляли претензии по поводу субаренды, потом по поводу использования «купавы» (НТО на колесах-Ред.), до 2017 года на это не обращали внимания. Теперь вот кофе вместе с пирожками. Я предполагаю, освобождают места для городских объектов. Хотя эту программу — размещение городских киосков — перенесли на 2025 год, освобождение мест под нее идет.
За год я  выиграл всего один участок на аукционе — под елочный базар и рыбку, и потерял два участка. Причем, участвовал в десятках аукционов, 2-5 участков еженедельно, но не выиграл.
Коллективный проект
Соавторы проекта «Фестиваль мастеров России» предпринимательницы Виктория Арсеньева и Зинаида Столяренко в Ленинградской Торгово-промышленной палате.
Виктория Арсеньева, сорганизатор «Фестиваля мастеров России»:
— Наш фестиваль в Петербурге продает товары малого бизнеса со всей страны, проект работает второй год, и когда в 2022 году мы начинали, то не понимали, будет ли он удачным, ведь нестационарная торговля раньше не существовала на госплощадках внутри помещений, и теперь отрадно видеть, что число участников растет. Начинали мы с 20 предпринимателей, а в этом году в проекте приняли участие 120 представителей малого бизнеса  — из Петербурга, Ленинградской, Омской областей, Татарстана, Удмуртии, Екатеринбурга, Калининграда, и других мест. Все они работают, сменяя друг друга, на государственном Хасанском рынке, на 300 м2. В настоящее время идет речь о расширении. Возможно, мы появимся на еще одном городском рынке. Вероятно, и Ленинградская область подключится к проекту.

У каждого предпринимателя на фестивале в ассортименте 70-150 видов товаров. Немного меньше его у самозанятых. Что больше всего покупают петербуржцы — шерстяные изделия: носки, варежки, пояса, свитера, безрукавки, а также домашнюю обувь, сумки, постельное белье и домашний текстиль, свечи, кухонную утварь, украшения.

Продолжительность фестиваля также выросла, сейчас он впервые длится пять недель. Еженедельно к проекту присоединяются 2-3 новых предпринимателя, расширяется ассортимент. Мы хотим запустить межрегиональный торговый дом в формате не стационарной розничной торговли. Представлять товары, которых до этого не было в Петербурге.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс