Петербургские депутаты обсуждают отмену маркировки остатков ювелирных изделий

Петербургские депутаты обсуждают проблемы маркировки ювелирных изделий и готовят проект обращения к правительству РФ, в котором предлагается внести изменения в постановление правительства об отмене маркировки остатков ювелирных изделий. Изделия маркирует государство силами Пробирной палаты, и в предложениях депутатов доказывается, что это повлечет за собой значительные расходы бюджета.

Обсуждение изменений в постановление правительства РФ на рабочей группе комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству в ЗакСе Петербурга.

С сентября 2024 года ювелирные компании должны маркировать изделия двухмерными кодами, несмотря на то, что в отношении изделий отрасли применяются уже другие средства контроля: клеймение в Пробирной палате и система прослеживаемости. Но этого государству показалось мало и оно ввело физическую маркировку — нанесение лазером кода на само изделие.

Российское ювелирное сообщество, которое в той или иной мере интегрировано в мировое ювелирное сообщество, восприняло ситуацию неоднозначно — подобной нагрузки нет нигде в мире. Поэтому тему обсуждают — уже не только в чатах в Телеграме, но и на уровне Законодательного собрания Петербурга, комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству (председатель — депутат Ирина Иванова — Ред.), куда обратилось РОО «Содействие малому бизнесу», и куда пригласили петербургских ювелиров, чтобы обсудить внесение изменений в постановления правительства РФ № 270 от 26 февраля 2021 года.

Технические возможности

В пояснительной записке к документу говорится о том, что объем подлежащих маркировке изделий, заявленных розничными продавцами ювелирной продукции, составляет 80 млн единиц. Маркировка между тем производится Пробирной палатой РФ на 21 участке клеймения в 20 городах РФ. Правительство справедливо опасается, что, промаркировать все остатки до 1 сентября не удастся. Один участник оборота может сдать не более 5 партий ювелирных изделий до 100 единиц в каждой. Сопоставляя возможности Пробирной палаты, правительство полагает, что маркировка остатков может завершиться только в 2027 году и потребует значительных бюджетных средств.  Поэтому постановление правительства предлагает отменить маркировку остатков ювелирных изделий.

Владимир Иванов, генеральный директор ООО «ТПФ Альфа карат»

Как отметила модератор заседания рабочей группы зампредседателя комиссии, депутат Наталия Астахова, ювелиры уже сейчас занимают очередь на улице перед отделением Пробирной палаты «с мешочками драгоценностей в руках в половину четвертого утра», чтобы сдать изделия на маркировку, и «это же небезопасно, они рискуют жизнью», заметила парламентарий.

  • Сами ювелиры предложили отменить не только маркировку остатков ювелирных изделий, но и саму маркировку, как избыточную.

Изменится вес изделия

Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», заметила, что ювелирное сообщество не отказывается также от предложения вообще отменить физическую маркировку.

«Изделия отрасли уже подвергаются тройному контролю — информация об изделии содержится на бирке, которая делается под присмотром Пробирной палаты, заносится в систему прослеживаемости ГИИС ДМДК. И теперь начнется еще и нанесение кода на поверхность изделия, которое будет вредить изделию и даже менять его вес», — сказала Янина Тихонова-Гришина. Не учитывается, что есть группа золотых товаров — они такого маленького размера, на них невозможно поставить маркировку.

На заседании рабочей группы

Армен Манукян, владелец компании «Диамида» рассказал, что ювелиры столкнулись с тем, что нанесенная маркировка не считывается сканером. «Это пробирный надзор, — говорит Армен Манукян. — Они говорят, ничего, сотрите, мы опять нанесем. Наносят — опять не считывается. И сколько раз это нужно делать?», — спросил предприниматель. Если мы сейчас, добавил Армен Манукян, привезем в Пробирную палату все остатки, Палата будет занята три года, не меньше.

Растаможка занимает месяц

«Я сам технолог и занимаюсь производством, — рассказал Владимир Иванов, генеральный директор ООО «ТПФ Альфа карат». — Существует тема, что некуда ставить маркировку. Это так. Мы что, должны переделывать дизайн изделий из-за маркировки? Золотые изделия на экспорт мы тоже не можем поставлять, вернее, можем, но есть сложности. Мы завозим сюда импортные изделия, в Пулково досматривают партию, потом мы везем партию в Москву, клеймить нужно в Москве — и растаможка, занимает месяц. В Эстонии, например, растаможка занимает 15 минут. В Армении — час, в Белоруссии — час. Причем, зарегистрировать растаможенное можно только в Москве и Екатеринбурге. Нормально?», — спросил Владимир Иванов.

«При этом на таможенном контроле делают 9 тысяч фотографий партии товара для одной фирмы, а если приехало несколько фирм? Сотрудники таможни просто не выйдут на работу, заболеют. На зарубежных выставках сейчас нет ни одного стенда России, нам за державу обидно. В Казахстане ювелирная отрасль признана высокотехнологичной», — посетовал Владимир Иванов.

Александр Горыня, генеральный директор ООО «Грингор», отметил, что постановление №270 («О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них» противоречит ФЗ 381 («Об основах регулирования торговой деятельности»). Кроме того, маркировка «законопатила» экспорт российских ювелирных изделий. «За много лет не могу добиться от Пробирной палаты, сколько выпущено ювелирных изделий в штуках и каков их вес«, — говорит он. Эти сведения необходимы для понимания ситуации в отрасли.

Татьяна Будная, директор «Российского клуба ювелирной торговли», отметила, что код маркировки является полным дублем маркировки на бирке изделия.

Говоря о европейском опыте, ювелиры подчеркивали, что там маркировка никому не нужна, нужен только бренд, торговая марка, которой покупатели доверяют.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс