Борис Кац: «Маркетплейсам можно многое из того, что нельзя торговле. Почему?»

Борис Кац, председатель совета директоров компании «Леонардо» (сеть магазинов для творчества), откликнулся на информацию о том, что Ozon открыл наибольшее число пунктов выдачи заказов — читай магазинов, 53 044 ПВЗ(*). Почему это стало возможно и как так вышло, что маркетплейсы живут такой вольготной жизнью, и что получается, если сравнить законы для маркетплейсов и для обычного сетевого ретейла. 
Борис Кац, председатель совета директоров компании «Леонардо»

«Опубликована новость, что один из маркетплейсов стал обладателем самой большой сети магазинов (пардон, ПВЗ — пунктов выдачи заказов).

Теперь тройка лидеров по числу оффлайн — точек выглядит так:
Озон
Почта России
Вайлдберриз

Всё остальные, «Магниты» и «Пятерочки», и прочие СДЭКи существенно отстали.

Конечно маркетплейсами управляют совершенно гениальные люди. И именно поэтому они получают огромное количество совершенно не рыночных преференций. Например:

1. Что такое маркетплейс? Это обычная торговая сеть, сеть магазинов с расчётным наполнением торговой точки (магазина = ПВЗ) в соответствии с заказами клиентов.

У других сетей -на основе прогноза и аналитики.
И что, способ наполнения торговой точки — это основное отличие, дающее право на всевозможные льготы и отклонения от законов и правил? И у маркетплейсов, и у розничных сетей есть склады, приём товаров от поставщиков, возвраты от клиентов, поставщики .

Сеть магазинов и маркетплейс ничем не отличаются (кроме способа расчёта остатка в магазине — ПВЗ).
И лоббистского ресурса.

2. Если сеть магазинов будет торговать контрафактом, то её сотрут в порошок юристы. А маркетплейсами -можно. Всё претензии к селлерам — однодневкам. Вы замучаетесь их искать, писать претензии и судится без результата. Почему сеть отвечает за товар на полке, а маркетплейс — нет, не ясно никому.

3. Если сеть будет торговать товарами без сертификатов — её оштрафуют. А маркетплейсу -можно.

4.Если поставщики сети не заплатят НДС, то НДС доначислят сети. А маркетплейс про это даже не думает, поэтому спокойно продаёт контрабанду. У него договор комиссии.

5. Если сеть свои магазины (ПВЗ) оформит как отдельные ИП и ООО на УСН (упрощённой системе налогообложения), ей точно припишут дробление и доначислят налоги. А маркетплейсу — можно.

6. Если сеть оформит весь свой офис как it -компанию, весь штат как it компанию -ей доначислят налоги. А маркетплейсу можно. И именно так и сделано — если Вы вдруг не знали.

7. Если сеть сотрудников будет оформлять как самозанятых — ей не поздоровится от внимания ФНС. Договора ФНС переквалифицирует в трудовые и доначислит НДФЛ, ЕСН, НДС. А маркетплейсами можно.

8. Маркетплейс может в любой момент изменить условия взаимодействия с поставщиками, сотрудниками, группами сотрудников на самоокупаемости (пункты выдачи). Сеть не может.

9. И даже эквайринг маркетплейс имеет на 0.6 -1.5% лучше, чем розничные сети.

А сейчас маркетплейсы предлагает клиентам открыть счета у себя, перечислять на счета в своём банке без комиссии через СБП и без расходов на эквайринг платить за товары из своего банка. Бинго!
Имеем 2% разницы себестоимости только на этом.

Итого: по моему мнению, маркетплейсы стали крупнейшими каналами сбыта контрабанды и контрафакта. Это уже давно не «Садовод», а маркетплейсы. «Садовод» — это всего навсего одна из «ферм поставщиков».

Схема выглядит так:
Товар завозится карго компаниями (помните такое слово из 90-х? У них сейчас ренессанс), потом компании на УСН (не плательщик НДС) продают товар на маркетплейсах. Так как они не платят НДС — то не попадают на радары налоговой службы -ФНС. Система АСК -НДС их не видит.

  • Таким образом с маркетплейсов вытесняются «белые» оптовые компании, зато кратно растут серые и чёрные. Это целые облака, рой серых поставщиков, которые экономят и на НДС, и на пошлинах, и на сертификации. И поэтому имеют огромное ценовое преимущество.
    Может быть, надо как-то в другую сторону повернуть?

Единственное что может изменить ситуацию, это переход всей оптовой торговли на уплату НДС. Только так можно остановить вал контрабанды. Хочешь федеральных продаж — плати федеральные налоги (НДС и налог на прибыль).

И , конечно, нужна солидарная ответственность маркетплейсов за своих поставщиков, как по торговым маркам (контрафакт), так и по уплате налогов (НДС ).

Конечно, маркетплейсы скажут, что они не могут проверять своих поставщиков (селлеров). Не правда, всё смогут. Леруа Мерлен, Окей, Магнит и Пятёрочка как-то справляются. Подключат ИИ и справятся!

Никакие маркировки от вала контрабанды, конечно, не спасут.
Статистика показывает огромный рост производства.Особенно швейного, в России. Но существенная часть — это производства — однодневки, которые тут только приделывают бирки «сделано в России» и qr-код «Честного знака». Всё , контрабанда выпущена в легальный оборот.

Кстати, в комментариях в социальной сети рассказано про прекрасную схему: покупается оптом товар и продаётся на маркетплейсе от фирмы на УСН примерно по цене закупки. Цель: обналичка со счета технической фирмы продавца, с однодневки. Именно поэтому вся оптовая торговля в стране, все поставщики маркетплейсов должны работать на ОСНО (общая система налогообложения, с уплатой НДС)», — полагает Борис Кац.

У вас другое мнение? Ждем и опубликуем!

PS. Пресс-служба Озон прислала в редакцию письмо, в котором опровергает данные Яндекс.Карт и называет истинное число ПВЗ сети — 45 000, а не 53.044. Более подробное разъяснение от Озон опубликовали отдельным материалом.

Рейтинг
( 13 оценок, среднее 4.69 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс