Законопроект, недавно внесенный в Госдуму и призванный отрегулировать работу маркетплейсов, серьезно повлияет на всех ее участников — от самих агрегаторов и селлеров, которые торгуют через них, до покупателей, которые в случае принятия закона заплатят больше. Какие недостатки в положениях законопроекта видят эксперты.
Жизнь малого бизнеса, который продает товары или даже выпускает товары для маркетплейсов — серьезно изменится. Такой вывод делают эксперты и участники рынка, которых опросил «СДП». Стоит отметить, что малый бизнес за последние два года все чаще начинает свой бизнес именно с маркетплейсов — там и стартовать дешевле, чем в реальном секторе, и развиться можно быстрее.
Что внесли
Проект закона «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов…» внесен главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и главой комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимировым Гутеневым 5 марта.
Главное, что отмечают наблюдатели, законопроект призван отрегулировать работу электронных торговых площадок и прекратить навязывать условия покупателям и продавцам товаров.
В частности, законопроект запрещает площадкам взимать деньги за возврат товаров, ужесточает требования к маркетплейсам и даже пытается разделить их на две категории — агрегаторы сведений о товарах и маркетплейсы, реализующие собственную продукцию, также предлагается наделить ФАС полномочиями контролировать их работу.
Что будет нельзя
К участникам рынка, совершающим более 20% от общего объема сделок, предлагается установить более существенные ограничения во избежание монополизации.
«Значимые» маркетплейсы не смогут менять условия договоров услуг, предварительно не уведомив контрагентов и клиентов не менее, чем за 30 дней. Кроме того, им нельзя будет навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле, запрещать продавцам торговать на других платформах или создавать преимущества для продажи собственных марок. Площадкам также запретят заключать договоры с ПВЗ, по которым те могут выдавать заказы только одного маркетплейса.
И для больших, и для маленьких маркетплейсов появится общий запрет: стоимость всех их услуг не сможет превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого она оказана. А неустойка за нарушение договора будет ограничена 15% от стоимости услуги, в отношении которой допустили нарушение.
Кутепов также предложил создать реестр маркетплейсов, куда будут входить площадки с оборотом более 1 млрд руб. в год, и обязать их ежеквартально предоставлять информацию об объеме онлайн-торговли. Также платформы должны обеспечить доставку своих товаров в любой населенный пункт России, в частности через соглашение с федеральным гарантирующим поставщиком.Также маркетплейсам предлагается материально поддерживать «Почту России».
Некоторые эксперты считают, что законопроект — это развернутый ответ на пожар Wildberries в Шушарах, где в феврале сгорел крупнейший склад агрегатора и выявил множество проблем. «После этого селлеры получали письма, в которых их просили не предъявлять претензий», — рассказали участники рынка. Но у селлеров и производителей сгорело там товаров на сотни тысяч и миллионы рублей, часть из них готовится к судам.
Законопроект, если он будет принят, должен вступить в силу 1 марта 2025 года. Регулировать выполнение описанных в нём требований предлагается ФАС.
Будет дороже
Эксперты объясняют, почему запрет взимание платы за возврат товара приведет к повышению цены.
«Сенатор видимо хочет поднять свой рейтинг, действуя из интересов покупателей, — говорит Владимир Маринович, серийный предприниматель и бизнес-ангел. — Но маркетплейсы не ангелы, и проблема в том, что % возврата там большой, и если в магазине человек купил и хочет вернуть что-то, он должен сам прийти и принести свой товар для возврата, или отнести его на экспертизу. А при возврате в маркетплейс, логистика даже внутри города стоит 500-700 руб. И если агрегаторам запретят брать деньги за возврат, эти прямые расходы ложатся убытком на их прибыль и они увеличат размер комиссии на размер таких затрат. Проиграет в итоге покупатель».
Волшебного человека нет
Видят эксперты и другие недостатки в законопроекте. «60% производителей продают через маркетплейсы не потому, что они узурпировали каналы продаж, а потому что производители часто не хотят и не умеют сами заниматься системно маркетингом и продажами. Конечно могут сделать отдельный агрегатор производителей, они помыкаются какое-то время, но если трафика покупателей там не будет, то производители сами будут проситься назад на площадки. Разработчики проекта должны это учесть», — говорит Маринович и рассказывает историю из своей практики.
- «Например вчера ко мне пришел владелец бизнеса по производству одноразовой посуды, производство он запустил, а продаж нет. По его мнению — надо с кем-то договориться, найти волшебного человека, который даст продажи. Но эта система уже не работает. Нельзя позвонить генеральному «Пятерочки» или «Улыбки Радуги» и по звонку они все сделают — дадут указание взять товар в продажу. Есть процедура ввода и вывода ассортимента и ее нельзя ломать звонковыми решениями, Ибо без анализа цифр по конкурентам это чревато потерями».
Таким образом возврат товара оплатят из доходов продавцов, делает вывод Маринович. «Закажите, проживая в центре Петербурга, доставку пончика из пекарни в Купчино. И посмотрите, сколько за это вы заплатите»,- говорит он.
Малый бизнес должен быть готов к изменениям
Малый бизнес вовлечен в работу маркетплейсов, прежде идет о торговле, но и о производствствах, многие из которых были открыты специально под продажи на маркетплейсах, от пошива платьев до ремесленного хлеба. Но правительство видит, что помочь малым предприятиям развиваться, когда они работают на маркетплейсах, очень сложно при постоянном изменении правил игры со стороны последних.
«Вносить изменения в договоры с поставщиками с заблаговременным информированием — ожидаемая и обязательная мера. Поставщики должны быть готовы к таким изменениям. При этом запрещать вносить изменения не чаще, скажем, 6 или 12 месяцев — тоже чревато, — говорит Антон Фатеев, основатель сервиса «Электроопт».— Это очень долгий срок. Во первых — отрасль активно трансформируется. Во вторых, если агрегатор будет накапливать изменения условные полгода, они наоборот будут критичными для МСП».
- Что касается запрета на сбор с покупателей оплаты логистики за возвраты товаров, Антон Фатеев также считает, что полностью ее отменять нельзя. «Первая причина — в обычном ретейле при поездках в магазины потребитель все равно несет расходы, и денежные и временные. А в случае с заказом через маркетплейс — нет. Но при этом кто-то должен доставить ему товары в пункт, который находится в его доме (или соседнем). Вторая причина — отмена компенсаций очень расслабит потребителя, который будет заказывать десятки одинаковых товаров, чтобы выбрать один. Или вообще не приходить за их выкупом в пункт. Потребитель тоже должен нести ответственность», — говорит он.
- Что касается штрафов, то эксперты считают, что важно работать над своевременным информированием о нарушениях и суммах штрафа. «Основная проблема в том, что селлеры не имеют возможности наладить связь с некоторыми маркетплейсами, обосновать причину (а зачастую причиной может быть сбой в самом маркетплейсе). И, площадки выставляют штрафы за накопленный период, что может моментально погубить бизнес поставщика», — говорит Антон Фатеев.
- Как предприниматели зарабатывают на маркетплейсах и как там распределяется прибыль, можно прочитать здесь.