Считать налоги механически в России нельзя

Отклик на материал «Предприниматели пересчитали налоговую нагрузку»(в материале с помощью простой арифметики показывалось, что налоговая нагрузка работодателя составляет не 43%, а 49,5%) написал Александр Марченко,  генеральный директор и соучредитель ООО «Форинтерра трейд», он считает, что суммировать налоговую нагрузку механически в России нельзя.

Значительная часть косвенных налогов и прочих платежей, фактически уплачиваемых предпринимателями не попадают в типовые расчеты уровня налоговой нагрузки, при этом уровень налоговой нагрузки на предпринимателей в России не превышает средние общемировые значения. Точкой роста налоговой системы РФ является снижение налогов на зарплаты низкого уровня, на транспортную сферу, а также дальнейшее улучшение налогового климата, не только в экспериментальном режиме.

 

«Уровень налоговых ставок (прим. с учетом взносов в внебюджетные фонды) по отдельным налогам в России нельзя назвать высоким – он не выше, чем в многих других других странах, а по некоторым показателям даже ниже, — пишет Александр Марченко. — При этом, необходимо отметить, что есть важная проблема с уровнем налоговых ставок для сравнительно небольших зарплат, обычно начисляемым в сфере малого бизнеса и производственных предприятий не сырьевого сектора.

В налоговых системах многих стран применяется прогрессивная шкала налогообложения и применяются пониженные налоговые ставки для небольших зарплат, что снижает налоговую нагрузку на производственные предприятия с большой долей низко квалифицированного ручного труда работников предприятий малого бизнеса.

Это повышает налоговую конкурентоспособность страны, как одного из факторов конкурентоспособности стран на мировом рынке.
С 1 января 2021 года в России начала действовать прогрессивная шкала НДФЛ, называемая налогом для богатых. Теперь НДФЛ для некоторых лиц стал равен 15% на доходы свыше 5 млн. При этом, с повышением налоговой ставки на высокие доходы не привело к снижению налогообложения для небольших доходов.

Позитивной новостью стало появление налогового эксперимента с применением АУСН (автоматизированная упрощенная системы налогообложения), в рамках которой, в ряде регионов ( в г. Москве, Московской области, Калужской области, Республике Татарстан) на фонд оплаты труда до 5 работников не начисляются взносы в страховые фонды, с рядом ограничений. Не смотря на ограниченность сферы применения такого налогового режима, остается надеяться на распространение эксперимента на все регионы РФ.

При этом, стоит отметить, что нет единой методики оценки налоговой нагрузки и механическое исчисление уплачиваемых малым (и не только) бизнесом налогов не дает целостной картины доли налогов/связанных с ними издержек в затратах предпринимателя в создании продукта, которые в конечном счете перекладываются на потребителя, при том что ряд этих издержек (онлайн-кассы и фискальные накопители, маркировка продукции) вводятся под благовидным предлогом заботы о потребителе.

Большой объем косвенных налогов (НДС, акцизы) и поборов без определенного правового статуса с точки зрения Налогового кодекса РФ, могут не учитываться при оценке налоговой нагрузки, в связи с чем, сухие ставки налогов не дают понимания общего объема издержек предпринимателей и физическими лицами.Такого рода издержки надо оценивать в системе, а не механическим исчислением ставок по источнику уплаты.

В себестоимости закупаемых в рамках хозяйственной деятельности и в быту товаров, ресурсов также есть налоговая составляющая со стороны поставщика ресурса. В частности, ввиду большой географической протяженности России, крайне важно для экономического развития регионов и повышения эффективности экономики в целом снижать стоимость логистики, в связи с чем, стоит обратить особое внимание на необходимость снижения налогообложения сферы перевозок.

Сейчас магистральные автоперевозчики платят транспортный налог (который планировалось отменить с введением акцизов на топливо), акцизы и прочие налоги в цене бензина (фискальные платежи в пользу государства по разным расчетам составляют около 70% от продажной цены топлива), платежи по системе Платон.

Безусловно налоговые сборы позволяют решать важные задачи в рамках всего государства, но экономически это отражается на стоимости доставки товаров, и все эти платежи также попадают в кассовый чек потребителя в цене товара помимо НДС, причем по товарам с сравнительно низкой стоимостью за килограмм товара, таких как соль, сахар, дрова, овощи. Налоговая доля в цене может быть весьма существенной, при том, что в официальной статистике уплачиваемых налогов физическим лицом этих налогов не будет значиться — в лучшем случае посчитают НДС.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс