Была ли в Москве успешной кампания с госларьками

В Петербурге стартовала кампания по внедрению с городе госкиосков,»СДП» рассказывал о нем в материале «Госкиоски получат места и предпринимателей», где проанализировал презентацию программы. Выходило, что сам киоск будет стоить городу почти 1,5 млн рублей, а места для киоска будут сдавать по невероятно низкой ставке. При этом очень часто приводится пример Москвы, где с госкиосками все успешно. 

Московские киоски прессы. Фото: Мосгорпечать

Напомним читателю, что согласно петербургской презентации проекта на госкиоски для прессы в городе выделен 301 земельный участок, 100 из них появятся в городе в 2022 году и 201 — в 2023 году.

Как это было

Владлен Максимов , президент Ассоциации малоформатной торговли (Москва), говорит, что он не был сторонником того, чтобы в Москве появились госкиоски. «Я не был сторонником того, чтобы появились госкиоски, — говорит он. — Но в Москве за места в ларьках и павильонах бились диаспоры, и это вынудило власти запустить эту программу. Она касалась в том числе, высокодоходных мест. Никто не ставил задачу, чтобы город именно и прежде всего зарабатывал на этом сверхдоходы».

Предприниматели отмечали также, приводит пример Владлен Максимов, что работа в госкиосках была жестко регламентирована, «нельзя было не только холодильники для напитков установить рядом с ларьком, на том же земельном участке, но даже нельзя было делать перестановки внутри самого киоска».

Московские принципы

«СДП» задал вопрос Департаменту торговли и услуг города Москва: сколько государственных киосков действует сейчас и признало ли правительство Москвы эксперимент успешным? Есть ли планы по дальнейшему развитию?

«Начиная с 2011 года в Москве ведется планомерная работа по реформированию нестационарной мелкорозничной торговли, была разработана и утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов», — говорится в ответном письме Департамента.

С учетом опыта размещения НТО с 2011 по 2014 годы правительством Москвы было решено снять с предпринимателей финансовой обременение по изготовлению и монтажу НТО, а также его оборудованию. Основными принципами формирования схемы стали восполнение дефицита торговой сети, единый архитектурный стиль объектов, соответствующий облику столицы, исключение негативного влияния на транспортную и пешеходную инфраструктуру.

НТО типа «павильон» и «киоск» закупаются и размещаются за счет средств бюджета города Москва, укомплектованы оборудованием и готовы к эксплуатации после передачи предпринимателю по итогам конкурентных процедур (конкурса — Ред.), говорится в письме Департамента торговли и услуг.

Сейчас на территории столицы действуют 4 тысячи киосков, в том числе в парках и зонах отдыха, подземных пешеходных переходах, на территории религиозных учреждений и инфраструктуре железной дороги, пишет первый заместитель руководителя Департамента — руководитель контрактной службы Иван Зубцов. 

Непростой путь

Стоит отметить, что путь нестационарной розницы в Москве также был непростым. Громкое событие, так называемая «ночь длинных ковшей», случившаяся 9 февраля 2016 года, когда в городе снесли за одну ночь 104 объекта, также памятно в столице.

Снос павильонов в Москве в 2016 году. Фото: РБК

За программой госкиосков пристально наблюдали и предприниматели, и жители Москвы.»Первые торги прошли 15 апреля 2015 года, — пишет издание «Мослента». — На них были выставлены семь киосков со стартовой ценой от 26,7 до 37,4 тысяч рублей площадью от шести до восьми квадратных метров. Арендаторам были предложены шесть киосков с назначением «Мороженое» и один для продажи хлебобулочных изделий. Об участии в торгах заявили 50 участников. Среднее превышение стоимости над стартовой по итогам торгов составило более 60%».

«После аккредитации вы допускаетесь к участию в выбранных торгах. В системе, установленной на вашем компьютере, вы сможете отслеживать оставшееся до его начала время. В настоящее время на торги выставлены семь киосков со стартовой ценой от 26,7 до 37,4 тысяч рублей. Шаг торгов равен пяти процентам от начальной цены аукциона.

Если ваше ценовое предложение оказалось лидирующим, то в списке аукционов в столбце «Операции» появится ссылка «Контракты». Нажмите на нее, чтобы подписать предложенный контракт. После этого вы официально становитесь арендатором киоска. Вам осталось только завезти продукцию и начать работу», — рассказывает издание «Мослента».

Цена казалась завышенной

Вместе с тем активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) заподозрили мэрию Москвы в завышении трат на ларьки, писала «Лента.ру». На программу планировали выделить 2.5 млрд, а каждая торговая точка обходилась городу в 1,7 млн рублей.

В департаменте торговли и услуг Москвы, в свою очередь, объяснили что Москва выручит от продажи киосков в два раза больше, чем стоит изготовление новые. «Город закупает киоски нового образца через прозрачные и конкурентные процедуры. Поучаствовать в тендере и предложить лучшую цену может каждый желающий. Контракт предполагает изготовление нестационарного торгового объекта, его доставку, установку, технологическое подключение и монтаж всего оборудования. Стоимость киосков нового образца для города является рыночной», — говорилось в пресс-релизе департамента

Также предприниматели отмечали, что значительная часть госкиосков прессы, особенно, в непроходимых местах, оказалась невостребованной и переходила из рук в руки.

РБК в 2016 году проанализировал все 2,7 тыс. торгов, которые прошли со старта последнего этапа реформы сектора НТО в столице. Всего мэрия за это время сдала в аренду около 4,1 тыс. НТО на улицах города и более 400 в подземных переходах. По словам Алексея Немерюка​, главы Департамента торговли и услуг города Москвы, остальные объекты работают по старым договорам и будут постепенно заменяться вплоть до 2020 года. Последние крупные лоты будут разыграны до конца текущего года, затем аукционы на объекты будут проходить время от времени. По данным того же РБК — компаний лидеров, которые получили аренду, всего 10, среди них ТД «Кардос», «АМО — пресс», ТД «Айсберри» и другие.

В том же расследовании РБК 2014 года бенефициарами уличной торговли называются «короли российской недвижимости» и главы диаспор. Материал на тему, что кому принадлежало в секторе уличной торговли столицы в 2016 году, можно посмотреть здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс