Открытая дискуссия о медиации: возможно, это будущее

На открытой дискуссии, которую провел уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Валерий Калугин, обсудили медиацию, ее возможности и перспективы. Однозначного вывода о полезности медиации взамен судебных споров пока нет, но при соответствующей законодательной доработке она может  использоваться бизнесом. 

На дискуссии уполномоченного по защите прав предпринимателей, посвященной медиации в банковской сфере. Фото: Сергей Федоров

На дискуссии в Федеральном доме было людно, в зале примерно на 100 человек свободных мест не было. Было заметно, что тема — достаточно узкая — «Практические вопросы применения медиации в банковской сфере» —  вызвала интерес. В дискуссии приняли участие профессиональные медиаторы, представители банков, Главного управления Федеральной службы судебных приставов, нотариусы, адвокаты и предприниматели. Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге, открывая дискуссию, отметил, что Арбитражные суды в России перегружены, и существует такая возможность, как решить споры с помощью медиации.

Сначала выступили сами медиаторы, в том числе общественный представитель по вопросам медиации уполномоченного по защите прав предпринимателей Татьяна Архангельская: «За 12 лет после принятия закона о медиации процедура стала актуальной как для граждан, так и для предпринимателей. Досудебные процедуры примирения принимаются в области банковской, налоговой сферах, земельных и корпоративных споров, строительство и недвижимость и др. В более чем 90% случаях после проведения процедуры достигается исполнимость медиативных соглашений», — отметила она.

Дискуссия

Представитель Сбера рассказал, как решаются проблемы с помощью медиации и в некоторых случаях были предотвращены банкротства. Это уже касается не только заемщиков-физических лиц, но и малого и микро-бизнеса: с помощью медиаторов уже заключено 33 сделки на сумму 170 млн рублей, а в работе — 26 сделок на сумму более 200 млн рублей. Однако представительница Газпромбанка отметила, что в медиации много неясного, и законодательно эта процедура еще не так понятна для заемщиков. Представительница ВТБ просто отметила, что в банке не используют медиацию.

Предприниматели и коллеги-юристы с интересом слушали медиаторов. Фото: Сергей Федоров

Адвокат Александр Чангли рассказал, что медиация и медиаторы чрезвычайно востребованы в Европе и Америке, так как судебный процесс там очень дорог, а развитая и законодательно уверенная медиация позволяет сторонам сильно экономить. Но в процессе дискуссии выяснилось, что расценки петербургских медиаторов вполне сопоставимы с судебными издержками.

«Считаю, что омбудсмен Валерий Калугин делает все возможное, чтобы улучшить положение малого и среднего бизнеса в Петербурге, — говорит Сергей Федоров, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей. — В малом бизнесе часто бывают конфликтные ситуации, когда бизнес обращается в суды, полицию, а можно все решить с помощью медиации. Это новое слово в законодательстве, медиация действует в развитых странах зарубежом, и так как судиться везде очень дорого, то используются внесудебные договоренности».

«Но наше законодательство не до конца оформлено, — продолжает Сергей Федоров. — Госструктуры не хотят брать на себя расходы по медиации. Мы же видим, что услуги медиаторов, как были приведены примеры, 30 тысяч рублей в час, это дороже, чем в Нью-Йорке, там можно было в недавние годы найти медиатора и за 100 долларов в час (примерно 9,4 тысяч рублей по нынешнему курсу — Ред.)».

Если банки внесут в договоры

По мнению председателя правления Ассоциации решения медиаторов будут обязательно к исполнению, если банки отразят это в своих договорах, в противном случае суд  может нивелировать решение медиаторов, и тогда потеряешь деньги и по суду, и заплаченные медиаторам. «У нас пока нет крепкого законодательства относительно медиации, положения в законе, что эти договоренности является конечными. А если бы это было прописано в кредитном договоре банка, то это могло бы помочь заемщикам. А если это не прописано, то все может вернуться в суд. Сила договора не может быть сильнее, чем Гражданский кодекс. Тема хорошая, но сегодняшняя ситуация пока не позволяет воспользоваться возможностями медиации. Закон о ней все эти годы практически не применялся. Но медиацией мы всегда занимались, и адвокаты, и общественные организации бизнеса», — сказал Сергей Федоров.

Нишевый продукт

«По моему опыту медиация остаётся и вероятно останется нишевым продуктом, который используется в редких случаях, когда обе стороны хотят и могут договариваться и обсуждать условия соглашения, — считает Дмитрий Кудрявцев, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро CTL. — Большинство судебных процессов сопровождаются конфликтными отношениями сторон, не предполагаюшими обсуждение условий внесудного урегулирования. Даже обычные мировые соглашения в судах хотя и периодически заключаются, но являются всё же относительно редкой формой завершения спора.

Медиация потенциально могла бы использоваться в спорах с госорганами, однако чиновники за редчайшим исключением не готовы на это. Останавливает их отсутствие чёткой процедуры и коррупционные риски таких соглашений. Как говорил мне один чиновник: «прокуратура не поймет». Гораздо проще пойти в суд и там разбираться в традиционном режиме.

Некоторые органы, например, налоговая, готовы к обсуждению и согласованию неких компромиссных условий, но делают это без всякой медиации, просто в ходе переговоров с налогоплательщиком».

Заместитель руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по городу Санкт-Петербургу Кристина Кашина отметила, что в среднем в их ведомство представляется до 10 медиативных соглашений в год, что свидетельствует об высокой доле исполнительности этих соглашений без участия государства. Кроме того, представитель ФСП признала, что в прошлом году в Санкт-Петербурге не выявлены эпизоды нарушения законодательства с участием медиаторов.

Справка «СДП»:

Медиация — это процесс внесудебного решения споров и проведения переговоров с помощью специального нейтрального посредника (медиатора). Медиация предусматривается и регулируется законом, и обратиться к медиатору можно как на платной, так и на бесплатной основе.

Процедура медиации в России получила свое официальное закрепление с принятием Федерального закона от 27.07.2010 №193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Процедура проводится добровольно, при обоюдном согласии спорящих сторон.

Согласно ст. 15 N 193-ФЗ медиатором может стать любой дееспособный человек с высшим образованием, достигший возраста 25 лет, не имеющий судимости и прошедший специальное обучение по вопросам применения процедуры примирительной медиации. Государственные служащие не могут стать медиаторами.

Стоит отметить, что вопросами медиации в Петербурге активно занимался юрист Сергей Осутин, экс-председатель совета директоров Консалтинговой группы «О.С.В.», который был сертифицирован как медиатор еще в 2007 году.

Подписаться на телеграм-канал уполномоченного Валерия Калугина можно по ссылке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс