Анализ последних событий, связанных со сбоями в Интернете, от Антона Аграновского, инвестора в IT и эксперта, владельца канала AGR Media. На днях у многих засбоили соцсети – в Красном море перерезали несколько магистральных подводных кабелей, которые обеспечивают интернет-коммуникацию между Европой и Азией. Как могут развиваться события дальше.
«Если забить в поиске «йеменские хуситы», мы можем подумать, что:
• это мужчины в традиционной арабской одежде – они машут над головой «калашами» или РПГ и что-то кричат. Или болтают ногами на борту пикапа.
• эти же люди провели элитную подводную операцию, отрезали кусок мирового интернета и два раза за неделю уронили соцсети плюс «Телеграм».
Правды в этом только часть. Действительно, 27 февраля у многих засбоили соцсети – в Красном море перерезали несколько магистральных подводных кабелей, которые обеспечивают интернет-коммуникацию между Европой и Азией.
А 5 марта случились новые сбои. Их снова связывают с событиями в Красном море, но пока никакой официальной информации по этому поводу не поступало, и причина, объективно, может быть любой – от хуситов-ниндзя до неудачного апдейта.
Что мы знаем сейчас
• 27 февраля были перерезаны 3 кабеля длиной от 15 до 25 тыс. километров. Самый длинный из них, Asia Africa Europe-1 на 40 ТБ/c, связывает 18 стран и 19 операторов. Всего в этом регионе проложено 17 кабелей.
• Как именно кабели получили повреждения – пока не выяснили. Одни источники говорят, что это была спецоперация, другие – что на них упало потопленное хуситами судно. А New York Times просто называет это «мистическим инцидентом».
• Это и правда вызвало проблемы с трафиком, но довольно быстро, в течение нескольких часов, его пустили в обход – ничего критического не произошло. Другое дело, что сам ремонт займет не меньше двух месяцев. Может и сильно больше из-за угрозы новых атак хуситов.
Что это за подводные кабели и почему интернет так легко перерезать
• Строго говоря, обычно это сделать сложнее – кабели залегают на глубине в 4-5 км. Многие из них вкопаны в грунт. Но так не везде – есть места, где до кабелей всего 100-150 м, они лежат прямо на дне – до них легко может добраться хусит с аквалангом или случайный трал.
• Всего в мире около 550 таких кабелей – они обеспечивают 95% мирового трафика. Прокладывают такие кабели специальные суда, которые, как мы упомянули выше, чаще всего закладывают их в грунт на небольшую глубину с помощью подводного плуга.
• Это хрупкая конструкция – ежегодно происходит порядка 100 инцидентов по всему миру. Большинство из них – случайные. Например, судно бросает якорь прямо на магистраль и обрывает кабель.
• На весь мир есть всего около 60 ремонтных судов. Но самих кабелей достаточно много, чтобы не переживать за то, что в один момент мы все останемся без роликов на «ютубе» из-за аквалангиста с ножиком. Всегда найдутся резервные маршруты.
• Кабели – это не что-то архаичное, а индустрия, которая активно развивается, и ей пока нет альтернативы по соотношению цены и пропускной способности. Например, осенью-2022 Google запустила кабель Equiano от Западной Европы до Южной Африки на 150 ТБ/c стоимостью в $1 миллиард.
• Для сравнения, один спутник Starlink имеет пропускную способность в 20 ГБ/с, и, по словам самого же Маска, Starlink нужно еще не меньше $30 млрд, чтобы стать чем-то хотя бы отдаленно похожим на жизнеспособный бизнес.
• Но вопрос даже не в этом. На сегодня спутниковый интернет – это не форма конкуренции с классическим телекомом, а его дополнение. «Рассматривайте спутниковые сети как подъездные пути к автомагистралям. Автомагистрали – это подводные сети», – довольно точно формулирует Брайан Лавалле из Ciena.
***
Вывод такой: отдельно взятые подводные кабели – действительно хрупкая штука, которая может казаться архаичной по своей сути. Их резали, пилили, обрывали – и будут резать, пилить и обрывать. Но конца света не случится – если сеть останется глобальной и диверсифицированной.
А вот если крупнейшие из этих сетей/кабелей окажутся сосредоточены в руках 1-2 игроков – уже будет риск. Но это совсем другая история».