Бизнес по франшизе растет, но размер помещений под него уменьшается

Заявок на покупку франшиз поступает больше, но помещения для их держателей требуются все меньше, и бизнес становится меньше, и доходность ниже, и риски большие. Но на конференцию «Франчайзинг на пике внимания. Модели роста в период перемен» пришли более 300 участников, желающих не только присмотреться к франшизам, но и инвестировать в них.

Конференция проходила в фуд-холле Vokzal 1853. Предприниматель Кирилл Остапенко призвал всех говорить только правду. Фото РБК Петербург

Конференцию, где обсуждалось как продавать, покупать и эффективно использовать франшизы, провела редакция РБК Петербург совместно со строительной и девелоперской ГК «А101» и TopFranchise.ru.

Конференция собрала петербургский и отчасти московский топ-список спикеров, среди них: Артур Вдовичев, руководитель направления франчайзинг «Улыбка радуги», Дарья Гарякина, заместитель гендиректора Лабораторной службы Хеликс, Михаил Гусейнов, генеральный директор сети «Чайникофф» и «Чайная ложка», Анна Иоспа, директор международных проектов СДЭК, Константин Сагалов, председатель правления сети Суши Wok, Рауль Салахов, менеджер по развитию бизнеса и привлечения партнеров Ozon, Абдалла Хафез, главный управляющий директор Бургер Кинг Россия, и другие.

О росте интереса к франшизам рассказали практически все участники конференции, но что меняется в самом франчайзинговом бизнесе, что происходит с его доходностью, сроками окупаемости, меняются ли риски — на эти вопросы постарались ответить и спикеры, и организаторы.

Мария Орлова, директор по продажам ГК «А101» в Петербурге, рассказала о проектах компании в Лаголово и Всеволожске. Компания строит не просто новые кварталы, но создает также бульвары, площади, прокладывает велодорожки, формирует образовательную среду — то есть, здесь сразу открываются школы, сохраняются деревья. Не отстает и бизнес: «В апреле вывели коммерцию в Лаголово. Распродали 85% в первую неделю продаж», — сказала она и предложила предпринимателей делиться своими требованиями к помещениям — что для них важно сегодня.

Оксана Моисеева, руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101», отметила, что строительным компаниям сегодня «нужно проектировать не дома и города, а жизнь. Задача застройщика — не только делать качественный продукт, а управлять территорией. Бизнес заранее изучает наши проекты, и у любого бизнеса есть возможность занять свою нишу», — отметила руководитель.

Василь Газизулин, сооснователь и управляющий партнер проектов TopFranchise.ru и сомодератор конференции, отметил, что заинтересован в росте петербургского бизнеса, «чтобы потом было, что убирать» его клининговой компании «Чистов», которая работает в городе. «Мы наблюдаем активизацию предпринимательства по всей стране — все, что вы видите вокруг, и на столах (был сервирован отличный «деловой» завтрак — сырная тарелка с настоящими сырами, гонконгская вафля с курицей, пицца-пинца — Ред.)) — это сделали предприниматели. Они не уедут в Грузию. Они будут здесь», — подчеркнул Василь Газизулин.

Оксана Моисеева отвечала на многочисленные вопросы предпринимателей в кулуарах

«Но иногда приходится слышать, что мне совсем некогда, я сама стою за прилавком, мне заполнять анкету некогда, но нужно выйти из-за прилавка и потратить 15 минут на продвижение», — Оксана Моисеева, рассказывая как компания помогает предпринимателям, которые открыли бизнес в кварталах, построенных компанией, и продвигает их услуги среди жителей.

Так население новых жилых комплексов становится активом застройщиков. Речь идет о новой модели бизнеса, сказал Василь Газизулин, очень многие люди живут не в центре. «Мы знакомим жителей между собой, жители приходят, чтобы купить франшизу и создать предприятие прямо там, где они живут. Формируются сообщества, и там рассказывают о том, как получилось», — рассказал спикер.

Эксперты отмечают и большие изменения на рынке франшиз. Изменились бренды и держатели сетей. Глобальные бренды ушли. Изменились сети поставок, пришли бренды совсем неизвестные. Но зато открылись ниши, чтобы российские франчайзинговые сети развивались быстрее. Покупают в основном, франшизы российских брендов. Как это сказалось на рынке?

Кейсы предпринимателей

«У нас был один конкурент, сеть Ватсонс, — рассказал Артур Вдовичев, — им владели китайские бизнесмены, сеть стала покидать город, и 70% освободившихся помещений взяли мы. Хорошие места для открытия новых магазинов всегда сложно найти». Относительно изменений рынка в связи с уходом больших международных брендов, он отметил, что  на рынке дрогери и не было международных брендов, но зато есть «Магнит косметик», однако он не продает франшизу. Хотя сеть анонсировала открытие киосков под брендом «Магнит Go». Из Сибири же в европейскую часть страны идет сеть дрогери Marafett — они уже начали продавать франшизу.

Новые тренды для сети — это появление новых форматов расчета. Персонал вскоре будут набирать только по мере необходимости. «Мы входим в демографическую яму и нужно искать другие решения. Жизнь персонала в компании сокращается, удержать его трудно», — отметил Вдовичев.

Артур Вдовичев, Улыбка Радуги. Фото РБК Петербург

Компания СДЭК, рассказала Анна Иоспэ, за последний год получила 23 тысячи заявок на открытие франшизы. Связано ли это с ситуацией в стране или известностью бренда, пока не очень понятно. «Другие логистические компании также применяют наш опыт. Про нашу модель говорят все. И 60% наших франчайзи уже открывают дополнительные точки. Для франчайзи есть две модели получения прибыли».

Рауль Салахов, Ozon, отметил, что в этом году у компании — «быстрый и хороший рост». 18 000 точек уже открыто по РФ. «В этом году добавили финансовую поддержку — первые 6 месяцев новые пункты получения заказов (ПВЗ) получают поддержку. Конкуренция стала сильнее. Но мы знаем, как расти. Наши партнеры и владельцы пунктов заказов к нам лояльны», — сказал Рауль Салахов, наверное, имея в виду волнения в Wildberries. Также спикер добавил, что в сети есть партнеры, у которых больше 50 ПВЗ. «Это растущая индустрия. Люди пользуются возможностью войти на рынок», — сказал он.

Раньше оборот у ПВЗ был, видимо, меньше, теперь — больше и ПВЗ уже конкурируют за лучшие места на рынке недвижимости, подытожила Оксана Моисеева.

Константин Сагалов, Суши Wok, заметил, что завидует компаниям, у которых так растет число заявок. «На самом деле не сильно выросло количество заявок, но год назад сильно подорожала еда. Все выросло в цене, — рассказал топ-менеджер. — Это повлияло на то, что стало труднее торговать. У нас нет дикого роста заявок, рост составляет 5-7%, сейчас в сети 775 магазинов и 550 работают по франчайзингу. При этом увеличился цикл сделки и партнеры ведут себя более осторожно. И главное — произошел рост цен, это отразилось на покупателях. Но мы по-прежнему работаем в среднедоступном сегменте. Доходность франшизы стараемся выдерживать. Почти не продаем франшизы в Петербурге и Москве, и работаем в регионах. И второй момент — риски — будьте осторожны с выбором франчайзи. Большое появление новых франчайзи грозит появлением некачественных точек», — отметил Константин Сагалов.

Меньше неправды

Кирилл Остапенко, сеть «Велодрайв», открыл секрет, что все франчайзи компании — это бывшие сотрудники. Как представитель товарной франшизы, он отметил, что большие коммерческие площади «больше не нужны, все будет превращаться в мелкие озоны, нет смысла размещать склады магазины и платить за это. Большие площади и бизнесы будут сворачиваться, помещения освобождаться», — такой прогноз от Остапенко.

Кирилл Остапенко: давайте говорить правду о франшизах. Фото: РБК Петербург

Есть и «вранье» на этом рынке — все подорожало, а никто не пишет, что что -то поменялось, продолжал владелец «Велодрайва», — если раньше открыть салон стоило 4 млн рублей, теперь 7 млн, и никто при этом цены не повышал, значит сроки окупаемости увеличились значительно, а доходность упала. И франшиза остается драйвером экономики. Но начинающие, не разобравшись, влезают в мелкие франшизы за 1 млн рублей и их доходность иногда оказывается нулевой. В Америке принято, что каждый должен разок обанкротиться. «Надо больше правды! 50-60% франшиз — убыточны», — призвал всех Кирилл Остапенко.

Тренд на уменьшение бизнеса есть, подтвердила Оксана Моисеева, но живое общение ведь никуда из жизни не уйдет, не одним интернетом жив человек, поэтому есть и тренд на увеличение площадей под объекты физкультуры и спорта, рестораны, фудхоллы. У нас в России одно из самых лояльных законодательств, слово «франшиза» пока не фигурирует ни в одном акте законодательном. У тех, кто хочет превратиться из малого в крупный, есть возможности

  • Цифры — в TopFranchise.ru ждут открытия более 3 тыс бизнесов по франшизе, и это без учета ПВЗ и еще столько же  — с ПВЗ. Около 500 российских компаний заявили, что у них есть возможность продавать франшизу. Каждый месяц в Яндексе — 700 тысяч запросов на тему как купить франшизу. И для нормальной экономики этого мало, нужно 1 тысяча, отметил Василь Газизулин. «У нас в каждом сегменте 1-3 лидера, а в нормальной экономике — 5-6. Мы к этому идем» ,- уверен он.

«Лабоматы» вместо лабораторий

Компания Хеликс активно открывает лаборатории по франшизе, рассказала Дарья Горякина, заместитель генерального директора Лабораторной службы Хеликс. «С помещениями всегда было сложная ситуация, этому способствуют жесткие требования по лицензированию. Нам важно, чтобы помещение соответствовало всем требованиям. Мы благодарны застройщикам, качество помещений в новых кварталах высокое. Смотрим помещения от 70 м2- до 100 м2. Столкнулись с ситуацией доступности поставщиков — 95% из них — не Россия. Поэтому проблемы поставок решаем мы, а не партнеры. Они не проводят исследования, а берут материалы на анализ.

Последний год стал рекордным, открыты 192 розничные точки, в основном, в небольших городах и пригородах Петербурга. Если строится новый район, как правило действующие там франчайзи открывают точку на своей же территории», — говорит Дарья Горякина. В компании также отмечают тренд на снижение покупательской способности. Поэтому появляются лоу-кост проекты — сдавать анализы там можно через «лабомат». Такие пункты требует меньше инвестиций. Поэтому одна из моделей роста компании — не арендовать помещение под лабораторию, а использовать «лабомат», даже в действующих клиниках.

Аренда: это не свидания, это брак

«Мы активно развиваем марку «Чайная ложка», — рассказал Михаил Гусейнов, генеральный директор сети кофеен «Чайникофф», — более 95% опрошенных марка известна. К марке есть большой интерес со стороны франчайзи. Если говорить о помещениях, то можно отметить появление большого числа свободных помещений с началом ковида и 24 февраля. Но сейчас арендодатели поняли, что не надо гнаться за длинным рублем, а нужно держаться за имеющихся арендаторов.

Михаил Гусейнов считает, что наступила новая эра в отношениях арендатора и арендодателя. Фото: РБК Петербург

Если перевести это на человеческие отношения — это не свидания, а это «долгий брак» — сегодня, к примеру, есть небольшая ссора, а дальше все будет нормально. Если арендатор уйдет, открыть новую точку дорого и сложно. Ликвидность помещений упала. От арендодателей приходилось слышать — на помещение на Невском претендует такой-то западный бренд. Кто претендует? Да он же тоже уйдет. Поэтому для владельцев коммерческих помещений —  сейчас лучше понятная «Ложка», потому что люди будут есть блины всегда. Люди хотят пойти погулять, зайти в кафе, съесть мороженое, выпить кофе. Интернет такой активности не заменит. Окупаемость помещений снизилась, но лояльность арендодателей повысилась», — заключил предприниматель.

Бургер Кинг: мы открываем новые точки

Абдалла Хафез, главный управляющий директор Бургер Кинг Россия, отметил, что ситуация сложная, но это не факт.

Елена Кром, шеф-редактор РБК Петербург, и Абдалла Хафез, Бургер Кинг Россия. Фото: РБК Петербург

«Наблюдаем тех, кто создает новые бренды и отношениями между арендодателем и арендаторам. Для арендодателя важно, что через месяц он получит арендную плату, а не пойдет судиться. Аренда может быть большая, но если большие продажи — это приемлемо. Точки стали более компактными. И мы изменяем технологию под меньшие площади. Мы открываем новые точки активно и у нас все хорошо. Изменились ли сроки окупаемости? Уменьшились примерно на 25%», — рассказал глава Бургер Кинга, и добавил, что нужно не жадничать, а вкладывать деньги в развитие, и тогда у компании будет все хорошо.

Парикмахерские в контейнерах

Дмитрий Лавров, владелец сети парикмахерских Mitch, рассказал, компания развивается через франчайзинг, а точки располагаются в контейнерах. «Нас не интересуют помещения — мы хотим отличаться кардинально, — сказал Лавров, — и была идея поместить парикмахерскую в морской контейнер, переделанный — добавить туда воду, кондиционер. Площадь такой парикмахерской — 25 м2. Один из плюсов — такого на рынке больше нет. Зато есть возможность релокации без затрат. И только новые районы, никакой центр нас не интересует.  Сегодня у нас 30 точек в Петербурге и 8 в Москве».

Дмитрий Лавров уверен, что контейнеры Митч можно переносить с места на место быстро. Фото РБК Петербург

Дмитрий Лавров заострил внимание на том, что перенести контейнер в другое место вместе с бизнесом можно в любой момент. Однако как- же быть с коммуникациями, спросили из зала, теплом, водой. «Мы научились это делать, — ответил Дмитрий Лавров, — это опыт ларечного бизнеса. В Москве работаем только за пределами МКАДа. В Петербурге в новых районах. Что касается аренды участков, это обычная работа с КИО. Но контейнеры лучше размещать у торговых центров, на частной земле. На это уходит 30 дней  — и работаешь», — оптимистично заверил он.

Стоит отметить, что против не стационарных торговых объектов на частных территориях в Петербурге ведется кампания.

Справка «СДП»: Абдалла Хафез —  главный управляющий директор Бургер Кинг Россия. В 1998 в возрасте 18 лет Хафез стал самым молодым директором ресторана Little Creaser (международная сеть пиццерий). В 2001 году он был переведен в Нью-Йорк на должность директора по развитию известного американского бренда под названием Nathan`s American Hot Dog. В настоящее время Абдалла Хафез является одним из ведущих экспертов в области создания и запуска бизнеса в области общественного питания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс