Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин направил письмо в Минэкономразвития России с предложением отменить двойную маркировку ювелирных изделий. Одновременно Минфин инициирует возврат внеплановых проверок ювелирной отрасли. Проверять будут тех, кто выжил. А те, кто ушел в тень, будут вне досягаемости.
Запуск обязательной маркировки ювелирных изделий запланировали на 2024 год. Сейчас маркировка носит добровольный характер. «Ежегодно по запросу министерства система ТПП РФ оценивает фактическое воздействие нормативных актов на бизнес в различных отраслях. На текущей неделе палата направила пакет предложений, которые касаются в том числе регулирования оборота драгоценных металлов», — отметили в пресс-службе ТПП в комментарии ТАСС.
Как указал Катырин, нанесение двухмерных штрихкодов непосредственно на ювелирные изделия является дублированием кода на бирке, связанной с ювелирным изделием.
«Палатой отмечено, что розничные покупатели не смогут «считать» маркировку непосредственно с самого изделия. В этой связи данная мера не выступает существенной защитой интересов потребителей ювелирных изделий», — приводит отметил глава ТПП РФ.
Неоправданные расходы
Глава ТПП РФ считает, что больших рисков для государства оборот ювелирных изделий в целом не несет, на него приходится 8,5% производимого в стране золота и 7% от оборота сферы драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом только для ювелирных изделий прописана норма дублирования маркировки непосредственно на их поверхности, кроме нанесения той же маркировки на сопроводительный документ, указывает он.
«Считываться такая маркировка с самих изделий будет лишь один раз, у их производителя, в момент поступления изделий из Федеральной пробирной палаты с опробования, клеймения и нанесения этой самой маркировки. В то же время маркировка изделий по металлу несет большие затраты для производственного бизнеса, которые составят около 10 млрд рублей в год по отрасли», — пояснил он.
Как отметил Катырин, также существуют некоторые проблемы с отсутствием серийного производства считывателей микро-кодов, для запуска которого потребуются дефицитные электронные и оптические компоненты.
ТПП РФ надеется, что эти и другие предложения бизнеса включат в разрабатываемый План оценки фактического воздействия нормативных актов на 2024 год.
Однако за ювелиров не только вступаются, но и продолжают инициировать ухудшение ведения бизнеса в отрасли.
«Известия» 14 мая в заметке «На вес — не золото: власти хотят провести внеплановые проверки ювелиров» пишут о намерении Минфина инициировать возврат внеплановых проверок ювелирной отрасли. Это нужно, якобы, для того, чтобы предотвратить рост случаев нелегального оборота ювелирных изделий.
Проверки как универсальное средство
Минфин разработал проект постановления, в котором предложил дать Федеральной пробирной палате полномочия по проведению внеплановых проверок в случае изъятия правоохранительными органами продукции из драгметаллов и драгоценных камней в ходе оперативно-разыскной деятельности. В документе отмечается, что такая мера нужна из-за увеличения нелегального оборота ювелирных изделий, пишут «Известия».
Однако с 2022 года в России действует мораторий на проверки бизнеса. Поэтому Пробирная палата отменила 126 проверок. «По 83 проверкам дела об административных правонарушениях возбуждены не были. При этом с 2021 по 2022 год правоохранители направили в Федеральную пробирную палату с целью проведения экспертизы 94,2 тыс. штук ювелирных изделий», — сказано в проекте постановления.
Однако в Минфине считают, что речь об ужесточении контроля ювелирной отрасли не идет, приводят «Известия» мнения чиновников Минфина.
«Тут все предельно ясно — отрасль начала подвергаться откровенной травле. Всем понятно, что «черный» рынок проверками не замучают, — считает Анна Романовская, председатель правления Ассоциации малого ювелирного бизнеса и владелица компании «Очень красивое серебро». — А тем, кто из последних сил сейчас пытается выжить, вбивают очередной гвоздь в крышку гроба. Такое впечатление, что свои идеи по поводу новой приватизации Минфин решил начать воплощать с золота». Анна Романовская добавляет, что частным лицам разрешили без НДС покупать золото в слитках, и теперь будет возможность изымать все, что по мнению проверок «плохо лежит». «По-моему, это уже беспредел», — уверена она.
«Хоть у кого то из властных структур есть разум, это я про маркировку, — отмечает Армен Манукян, владелец ювелирной компании «Диамида». — Но при этом есть несколько больших проблем. Для внедрения маркировки нет оборудования и, вторая проблема, есть довольно много изделий, где и на клеймо-то место с трудом находится, и наносить маркировку там просто негде, ювелирные изделия очень компактные. Таким образом, из оборота выпадет довольно большой ассортимент ювелирных изделий. А что делать с теми изделиями, которые уже куплены годы назад и где нет места для маркировки? Есть предприятия, которые специализируются только на миниатюрных изделиях, им что, закрыться или поменять модели? Поменять модели — это годы работы. Чиновники, вероятно, видят, что не справляются, и решили вести игру, чтобы не опозориться, и чтобы им лишних вопросов не задавали, куда деньги потрачены.
По проверкам — сначала создали черный рынок и сейчас будут проверять отрасль. Мы же говорили, что именно так будет. Проверять то будут опять тех, кто выжил чтобы добить их, те кто ушел в тень, они не будут видны».
История вопроса
Стоит напомнить, что благодаря скоропалительному принятию федерального закона № 47 ФЗ с 2023 года для ювелирных предприятий, в том числе торговых, запрещено использование специальных налоговых режимов — УСН и ПСН (патента) и таким образом 19 тысяч микро- и малых предприятий ювелирной отрасли переведены на общую систему налогообложения, с уплатой НДС, что поставило их в заведомо невыгодные условия ведения бизнеса и многих, начиная с 2023 года, вынудило закрыться. Так что для ювелирной отрасли и ее малых игроков ужесточено все, что возможно, говорят ювелиры и продолжают отстаивание своих прав.
«СДП» многократно писал о том, сколько писем президенту, в Госдуму и Совет Федерации, правительство и конкретно в Минфин направили общественные организации, объединяющие малых ювелиров. Они просили вмешаться в ситуацию и определить законность введения мер в отношении отрасли Минюст, премьер-министра Михаила Мишустина, создавали общественные инициативы на уровне РФ и инициировали проведение экономической экспертизы принятого закона и его последствий. Все это наталкивается на глухую стену молчания, ювелирам никто внятно так и не объяснил, с какой целью было задумано фактическое уничтожение целой отрасли.