Ювелиры начинают кампанию по изменению закона о переводе их на уплату НДС

Объединившись, малые ювелирные компании и предприниматели начали официальную кампанию за изменение закона, вменяющего им переход на основную систему налогообложения (ОСНО) с уплатой НДС, которая должна произойти по принятому в марте закону (известному как закон о золотых слитках) с 1 января 2023 года.

Прилавок с продукцией магазина «Жемчуг» в Новороссийске. Фото: Евгения Малафеевская

Малые ювелирные компании Петербурга и, уже можно сказать, и России, объединившись, и войдя в РОО «Содействие малому бизнесу», приступили к заказу экономической экспертизы закона в одном из известных научных учреждений страны. Название учреждения они пока держат в секрете из-за того, чтобы на него не оказывали давления.

Напомним, что в начале марта 2022 года в Госдуме был принят закон, который разрешал покупку золотых слитков населению без НДС, и один из пунктов этого закона отменял применение специальных налоговых режимов — УСН и ПСН и вменял для всей ювелирной отрасли переход на основную систему (ОСНО), предусматривающую уплату НДС.

2 марта законопроект был внесен в Госдуму, 3 марта было получено заключение правительства РФ, 4 марта закон был принят сразу во втором и третьем чтении. 9-го марта закон подписал президент. Нововведение коснется 80% участников отрасли, которые относятся к малым и микро-предприятиям.

Исчезнут локальные бренды

Логика крупных ювелирных компаний, которые, как считают в сообществе, и пролоббировали пункт закона, такова: спецрежимы, мол, создавали неравные условия для участников. Общий объем дополнительных поступлений в казну от НДС отрасли прогнозировался на уровне 20-30 млрд рублей.

Малый ювелирный бизнес считает, что большая часть предприятий до конца года прекратит свою деятельность, кроме того, исчезнут региональные ювелирные бренды. Речь идет о небольших торговых марках, которые покупатели знают десятилетиями.

Как живут и работают владельцы этих локальных брендов, что они думают о принятии закона о своем будущем.

Ювелирные изделия — не танки
«В советское время работали только крупные заводы и была монополизация «Ювелирторга», — рассказывает Варвара Украинец, основатель сети ювелирных магазинов «Жемчуг», которые работают более 20 лет. — По сути тогда было неинтересно работать, у всех был один и тот же ассортимент. Был еще Ереванский был ювелирный завод, который славился своим дизайном. Но, в основном, все носили одинаковые изделия.

Сейчас много производств, их ассортимент отличается, часто меняется модельный ряд. Мы стараемся работать с многими производителями — и из Костромы, где сосредоточен большой кластер малых ювелирных компаний, и из Дагестана, покупаем их столовое серебро, и многими другими. Ювелирный бизнес по сути, и согласно мировому опыту, и не предполагает крупных производств — ювелирные изделия — это же не танки», — говорит Варвара Украинец.

Варвара Украинец, владелица сети магазинов «Жемчуг» в Новороссийске

Предпринимательница добавляет, что если предприятия будут вынуждены закрыться, без работы останутся, в основном, женщины — именно они работают в ювелирной торговле, а это семьи, дети. «И это в нынешней экономической ситуации», — подчеркивает Варвара Украинец. «Зачем изобретать велосипед, если он уже есть? — спрашивает предпринимательница. — Нам постоянно внушают, что возврата назад нет. Но почему?».

Магазин «Жемчуг» в Новороссийске был основан в 1974 году

Плавный переход
На изготовлении ювелирных изделий на заказ специализируется предприниматель Михаил Шишов, основатель ювелирного бренда Barfani. У него есть собственное производство в Петербурге, которое также работает и как контрактное производство для других брендов. Заказчиков привлекают через социальные сети и через сайт компании.

Он считает, что переход на основную систему налогообложения должен быть естественным, растет оборот компании — и налоговая предлагает оставить спецрежим и переходить на ОСНО. А перевод всех разом просто погубит большую часть участников рынка.

Что осталось
Обсуждает малый ювелирный бизнес и единственный выход, который им оставили — это заниматься не изготовлением изделий, а только их ремонтом. В этом случае можно использовать не ОСНО, а УСН, и платить меньшие налоги.  «Но в этом случае ювелиры не смогут заниматься полноценным производством, однако могут производить изделия на заказ», — говорит Михаил Шишов. Однако такая ситуация не устраивает большую часть сообщества.

Седа Манукян, генеральный директор компании «Диамида»

Армен Манукян, владелец ООО «Диамида», говорит, что если он «отдаст» все полагающиеся на ОСНО налоги, то, чтобы ему вернуться в ту же точку, где он был в бизнесе до вступление в силу закона, понадобится целых семь лет. «Зачем мне это?», — спрашивает предприниматель. Кроме того, никто не знает, что будет с нашей экономикой через семь лет, горизонт планирования у бизнеса — сейчас в лучшем случае, месяц.

Выводы
«Лично я верю четко, что с вероятностью 90% у нашей инициативы есть шанс, — говорит Армен Манукян. — Это законодательная ошибка и она должна быть исправлена. Основа у закона была правильная — лучше пусть люди будут вкладываться в слитки, чем в американские бумажки. Но этот пункт — просто упущение. Он идет в разрез с политикой государства в отношении малого бизнеса».

«Я могу добавить, что у правительства есть экономическое обоснование, — говорит Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу». — У нас его пока нет, поэтому мы заказываем независимую экспертизу, и оно у нас будет. Эксперты сделают экономический анализ не в теории, а по фактическому использованию. Эта часть закона является вредной для государства, мы будем искать компромиссное решение для отрасли. Отрасль хочет быть в равной позиции с законодателями».

Дизайнер и основатель петербургского бренда «Очень красивое серебро» Анна Романовская

«Юристы и экономисты говорят, что у нас шансы хорошие. Принятие этого закона не требует дополнительных расходов — этим было все сказано для его скорейшего принятия», — полагает Анна Романовская, основатель сети магазинов «Очень красивое серебро».

К крупнейшим производителям и продавцам рынка ювелирных изделий России относятся компании Sokolov, компания «Белгородский карат», сеть 585 со своим производством, Sunlight, «Алмаз Холдинг», «Диамант», «Топаз», и другие. Согласно аналитике компании Sokolov, в 2021 году объём продаж ювелирных изделий в России составил 301 млрд рублей, он вырос на 4% по сравнению с предыдущим годом. Средний чек увеличился до 5625 рублей, он также вырос на 4% год к году.

Справка «СДП»:

В результате применения закона о переводе всей ювелирной отрасли на ОСНО деятельность могут прекратить до 90% участников, а это минус 135 млрд руб в год оборота и от 60 000 безработных.
Причины:
1. Невозможность взять к зачету НДС и расходы при переходе на ОСНО.
2. Увеличение налоговой нагрузки до 6 раз.
3. Усложнение и удорожание в 3-5 раз отчетности.
Снижение конкуренции приведет к росту цен и олигополии крупного бизнеса (Олигопо́лия (от др.-греч. «малочисленный» + «продаю», «торгую») — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм).

Следует учесть и убытки смежных отраслей: охранные предприятия, перевозчики, поставщики оборудования и комплектующих, арендодатели.

Источник: Ассоциация ювелиров Санкт-Петербурга

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс