Власти РФ планируют создать условия для развития новой инфраструктуры торговли товарами – маркетплейсов товарного рынка, которые помогут, в том числе, малому и среднему бизнесу в сделках купли-продажи и станут альтернативой биржам, соответствующий законопроект обсуждают Банк России с Минпромторгом и ФАС. Специалисты считают, что регулятор заглядывает в 90-ые и не учитывает реалии нового времени, например, маркетплейсы.
Банк России готов упростить создание торговых систем, где продавцы и покупатели могут заключать сделки на сырьё и товары. Участие в таких торгах гарантирует справедливую цену и исполнение контрактов. Это позволит вовлечь в организованные торги новые товары и расширить круг участников, считают в ЦБ.
Изменения предлагается внести в закон об организованных торгах. «Законопроект направлен на создание новой инфраструктуры торговли товарами посредством предоставления экономических и правовых условий для формирования в РФ цифровых торговых площадок (маркетплейсов товарного рынка) для проведения организованных торгов товарами (сырьем и готовой продукцией) на базе лицензии торговой системы, выдаваемой (по аналогии с лицензией биржи) Банком России», – говорится в пояснительной записке к законопроекту, которая есть в распоряжении РИА Новости.
В настоящее время в РФ уже существует сложившаяся биржевая инфраструктура, ориентированная в основном на предоставление стандартизированных сервисов для участников крупнооптового рынка. Однако появляется спрос на развитие альтернативных сервисов торговли товарами, пишут авторы проекта. Так, в декабре 2021 года ЦБ выдал первую лицензию торговой системы, которая по своей сути является упрощенным вариантом лицензии биржи. Лицензию для проведения организованных торгов товарами получило ООО «Центральная торговая система».
«Такие площадки могут являться проводниками более гибких и удобных сервисов для заключения сделок купли-продажи товаров, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). При этом в условиях санкционного давления, ограниченного доступа к зарубежным данным и мировому рынку торговые системы создадут базу для формирования внутренних цен (индикаторов) на российские товары, спрос на которые повысился со стороны бизнес сообщества и регулирующих органов», — рассказала директор департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ Лариса Селютина.
А чем торговать? Мнение бизнеса
«У меня двойственное впечатление от этой идеи — говорит Алексей Чернушевич, управляющий партнер по корпоративным финансам сети Stations Hotels, — может быть, это дело интересное и нужное, и Центробанк таким образом расширяет свое влияние. Но, честно говоря, я не совсем понимаю, чем такие биржи будут торговать. Есть такое понятие — биржевой товар. Это, можно сказать, стандартизированные кейсы — нефть определенной марки, золото определенной пробы, или пшеница — определенного качества и объема. То есть, стандартизированные товары. А если речь идет о готовой продукции — это уже не биржевой товар. О каких-то группах товаров можно говорить, но я тогда не понимаю, как будут решать проблему со стандартами.
У Центробанка есть свои стандарты комплайенс, расчеты которых позволят снизить риски неоплаты или не поставки, и регулятор сможет выступить гарантом в этом случае.
Такие товарно-сырьевые биржи были популярны в 1990-ые, тогда торговали всем, чем можно. После распада Советского Союза были утрачены деловые связи и с помощью бирж их восстанавливали. Поэтому к идее ЦБ у меня двойственное отношение — напрашивается вопрос: как регулятор сможет привести процедуры к стандартам и решить проблему стандартизации? Ведь существует миллион единиц разной продукции.
Конечно, мы понимаем, что ЦБ хочет монополизировать все, до чего сможет дотянуться. Его интересует прежде всего контроль. Регулятор хотел бы увеличить свою долю на рынке за счет роста числа мелких игроков. Но чем торговать? Решение создать такие биржи идет от уже имеющейся у ЦБ технологии, а не от реально существующего спроса. Если бы вы имели бизнес, который как 90-ые не знал, кому продать вагон сигарет или древесину — это одно дело. Но мы уже в 2022 году — маркетплейсы уже существуют. Словом, такую биржу можно сделать и без ЦБ».