Закон о защите прав потребителей пора изменить, и вот почему

Маркировка одежды препятствует возврату товаров, считают предприниматели — поставщики товаров на маркетплейсы и в обычные магазины. Закон потребителей нужно изменить так, чтобы предприятия были уверены — им возвращают их товар, считает Николай Хохряков, руководитель и основатель компании-известного производителя пальто Pompa. 

Николай Хохряков, владелец ГК Pompa (производство женской верхней одежды)

«Объективный рост продаж «серых» онлайн — каналов, в первую очередь через марткетплейсы Wildberries, OZON, Lamoda спровоцировал такое явление, как заказ покупателями нескольких несколько товаров, в среднем 2-3, чтобы посмотреть и примерить.  Сейчас средний возврат товаров через эти каналы –40- 60% от отгруженного товара. Покупатель  имеет право выкупить товар полностью или частично или не выкупить совсем.  

Проблема заключается в том, что  часть товара возвращается с утраченными или испорченными кодами маркировки и даже без   товарных ярлыков. И так как маркетплесы делают возвраты обезличенно, иногда невозможно точно определить какой  именно код был на возвращаемом товаре.

Иногда проходит до 4-6 месяцев между отгрузкой и возвратом товара на склад отправителя- производителя, что требует иногда несколько часов для поисков и идентификации продукции, чтобы заявить по процедуре перевыпуск марки. То есть, на пошив изделия уходит в среднем 65-70 минут и столько же или больше на то, чтобы определить  код – практически сыскная работа, требующая высокой квалификации и нескольких человек, чтобы определить достоверность изделия и определить  его правильную кодировку, подать заявление об утрате или нечитаемости и заявить о перевыпуске. При этом часты случаи, когда установить отгруженную кодировку не представляется возможным.

Замена ярлыков

В то же время растет потребительский экстремизм. Покупатели могут менять ярлыки в пунктах выдачи и в самих магазинах, чтобы купить вещь дешевле. Есть случаи замены навесных ярлыков в пункте выдачи между двумя разными изделиями или даже разными торговыми марками, чтобы купить – и оплатить самое дешевое. И возвращается изделие обратно уже без ярлыков или с подмененным ярлыком.

Прошедшие годы развития рынка торговли, онлайн торговли и введения маркировки – требуют внесения изменений в требования закона о защите прав потребителей. Так потери предприятий от соблюдения правил возврата приводит к тому, что на складах  и в магазинах скапливается товар,  который невозможно опознать. Соответвенно его реализация в существующих нормах невозможна.

Решением этих проблем должны стать изменения в закон о защите прав потребителей согласно пункту о возврате изделий с маркировкой. Сейчас – отсутствие маркировки – не является препятствием к возврату от покупателей. При этом и отсутствие кассовых чеков тоже. В половине случаев продавец в магазине не может в момент приемки товара быть уверенным , что изделие было куплено в конкретном магазине.

Все это приводит к тому, что нарушаются права предприятий, производящих товары и торговых предприятий. Мы берем изделия, а в дальнейшем выясняем, что изделия подменные. Или же в части случаев – опять невозможно идентифицировать день покупки и код маркировки. При этом население покупает значительное количество продукции в зарубежных интернет-магазинах, где отсутствует маркировка.

Мы находимся в явно неравном положении по сравнению с иностранными производителями, продающими свою продукцию дистанционно через иностранные маркетплейсы. Как правило они продают продукцию без маркировки и без уплат таможенных платежей и ввозного НДС. 

Предложения от бизнеса:      

1.Учитывая вышеизложенное, считаем, что механизм введения обязательной маркировки с 1 апреля 2024 года, необходимо перенести на более поздние сроки, как минимум до момента стабилизации ситуации в стране, и желательно поэтапный ввод ассортимента.

2.Разработать систему компенсаций понесенных расходов предпринимателей на внедрение и использование системы маркировки, т. к. доход от проделанной работы предпринимателя получает государство в виде дополнительных сборов по налогам. Отменить оплату кодов маркировки.

3. Необходимо обеспечить бесперебойную работу всех систем цепочки для работы с маркированной продукцией, (ЦРПТ, операторы ЭДО, сервера ЭЦП), т.к сбой работы на любом уровне ведет к остановке или замедлению процесса реализации товаров, что влечет значительные убытки. Сбои работы системы иногда составляют 12-24 часа».

Николай Хохряков подчеркивает, что авторами вышеизложенного является не он один, а все петербургские предприниматели отрасли. 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс