Интервью «Российской газете» президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова: много ли на маркетплейсах контрафакта и как с ним борются, что изменит законопроект о деятельности маркетплейсов, который рассматривают в Госдуме, что будут продавать маркетплейсы в будущем.
По итогам 11 месяцев 2023 года объем интернет-торговли в России составил 5,6 трлн руб., рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 25%.
— Показатель роста в 25-30% за последние годы уже стал устойчивым трендом. По прогнозу, он продолжится и в будущем году.
— По-прежнему больше всего покупают цифровую и бытовую технику. На втором месте — мебель и товары для дома. Затем идут одежда и обувь, потом продукты питания.
— В отдельных регионах продукты (вместе с доставкой из ресторанов) выходят на первое место — например, в Москве и Петербурге. Чем крупнее мегаполис и чем выше в нем плотность населения, тем качественнее может быть сервис быстрой доставки. А еда — это про быструю доставку.
— Идет усиление роли регионов. Если еще семь лет назад основной оборот генерировался в Москве и Петербурге, то сейчас на их долю приходится около 30% оборота, а 70% — на регионы. Это говорит о том, что в регионах появился платежеспособный спрос.
— Популярность онлайн-покупок в регионах растет в том числе благодаря развитию логистической инфраструктуры — маркетплейсы активно строят склады в регионах России, это упрощает ведение бизнеса предпринимателям, так как логистика становится дешевле.
— Будет расти конкуренция, в том числе со стороны локальных игроков. Например, в Татарстане развитие интернет-торговли стало частью программы экономического развития республики. Там установлены региональные показатели по приросту местных продавцов/производителей на площадках и стимулирование местного населения к открытию ПВЗ в городах и населенных пунктах, а также к масштабированию других смежных бизнесов.
— Также будет увеличиваться присутствие малого и среднего бизнеса в e-commerce, который станет либо размещаться на площадках, либо торговать самостоятельно.
— В новом году и ближайшие несколько лет будет усиливаться клиентоориентированность интернет-площадок. В связи с этим будет развиваться финтех-сегмент — когда предлагается не только товар, но и сопутствующие услуги.
-Маркетплейсы уже продают автомобили, а будут продавать и квартиры. (Кстати, Авито превращается в маркетплейс и открывает свои ПВЗ — Ред.)
— В 2023 году компании столкнулись с кадровым дефицитом как неквалифицированной рабочей силы, так и подготовленных сотрудников. И в 2024 году эта проблема усугубится. Пока вопрос решается увеличением зарплаты — персонал перекупают друг у друга.
— Будет активно развиваться B2B-сегмент. Это будет один из ключевых драйверов роста для интернет-торговли в следующем году.
С полным текстом интервью можно ознакомиться здесь.