Был ли 2023 год для малого бизнеса Петербурга успешным? Какие у предпринимателей случились приобретения и потери, что произошло хорошего, что повлияло на их бизнес и жизнь, спросил «СДП» у как у амбассадоров отраслей малого бизнеса, так и у самих предпринимателей. В ответах они не могут обойти вниманием нерешенные проблемы, говорят о том, что малому бизнесу нужен новый союз с сильнейшим лидером.
Перспективы по-прежнему мрачноваты
Наталья Горячая, юрист и основатель сервиса «Делаем бизнес вместе»:
«Итоги, связанные тем или иным образом с налогами бизнеса:
1) МРОТ повысят на 3000 рублей. Это значит, что размер страховых взносов в абсолютном выражении тоже вырастет. И что бы не говорили чиновники, страховые взносы уплачивает работодатель, то есть бизнес. И чем выше размер взносов, тем больше нагрузка на бизнес
2) закончится переходный период по Единый налоговый платеж (ЕНП), введено 13 периодов по НДФЛ, дополнительно будем сдавать 25 Уведомлений, что по сути заменяет обязанность сдавать декларацию
3) призывной возраст подняли до 30 лет. Это значит, что большего количества сотрудников может лишиться бизнес на срок, установленный для службы в вооруженных силах.
Что было хорошего? Думаю, что сильнее стали. Мудрее. Больше времени стали тратить на построение бизнес-процедур и контроль за бизнесом в целом. Но перспективы, по-прежнему, мрачноваты, не понятны, туманны. Неопределенность нарастает, действовать в ней всё сложнее, но интересно.
Мы, предприниматели, становимся тем сильнее, чем больше государство заботится о нашем благополучии. Связь здесь прямая. Ибо никакие новшества, исходящие из недр бешеного принтера, в реальности не помогают, а мешают бизнесу. В стране нет противовеса главным министерствам, отвечающим за пополнение государственного бюджета. Таким противовесом мог бы быть союз предпринимателей во главе с сильнейшим лидером, или министерство , обладающее не меньшей силой, чем Минфин. Но этого нет. Поэтому мы, не имея возможности возразить, применяем ЕНС, платим НДС при производстве и продаже ювелирных изделий, не можем быстро получить отсрочку по уплате налогов или кредит в банке.
Но взамен предприниматели получают опыт, становятся сильнее , вынужденно структурируют и налаживают управленческий учёт в компаниях. Чем сложнее система обязательного учёта, тем больше потребность в организации последовательных действий, направленных на получение истинной картины в бизнесе. Возможно, это и есть истинная цель государства».
Стране повезло с предпринимателями
Ляля Садыкова, основательница сети салонов красоты «Лаки Лайк» и «Бигуди», общественный омбудсмен Ассоциации индустрии красоты:
— Каждый лишился в этом году своего, бизнес связанный с импортом был на американских горках с курсом валют. Предприниматели приобрели выносливость. Опыт с Единым налоговым счетом (ЕНС) доставил хлопот — мы были постоянно на стрессе — то переплата, то недоплата, а это все нервы. Хорошее? Продлили мораторий на внеплановые проверки, и, опять-таки, у каждого свое, наша команда пополнилась малышом — у администратора родился малыш.
Клиенты стали менее скептически относиться к отечественным продуктам индустрии красоты — соглашаются на отечественные краски для волос, шампуни. Меняется потребительский вкус. Есть российские бренды с хорошим качеством, есть профессиональные с неплохим качеством. Но на один уровень с брендом, который работает 70 лет, за один год встать невозможно. Однако в косметике уже процентов 60-70% — российские продукты.
По-прежнему нас волнует тема кадастровой оценки недвижимости — ведь текущую оценку оставили всего на год. Эту проблему просто отодвинули, но она вернется. Некоторые не сумели рассчитаться по ковидным отсрочкам платежей — они обрушились как снежный ком. Если сравнивать нашу ситуацию с другими развитыми странами, то во всем мире более стабильны доходы, и коллеги из Германии удивляются — как у нас могут быть 120 неналоговых платежей, если мы платим налоги. В Германии цену на электричество зафиксировали в договоре на 10 лет и ее не изменяют. Как у нас можно планировать работу при постоянно меняющихся правилах и тарифах? А хотелось бы планировать ее хотя бы на 5 — 10 лет. Власти должны задуматься, что корову нужно не только доить, но и кормить иногда. Но нашей стране очень повезло с предпринимателями, они самые выносливые, оптимистичные и предприимчивые люди в мире. Они двигают страну вперед».
Нас ждет тройной контроль
Армен Манукян, сооснователь Ассоциации малого ювелирного бизнеса и основатель ООО «Диамида»:
«Год был очень тяжелым и эта тяжесть не закончилась, до 40% ювелирной отрасли, малых предпринимателей сектора, закрылось. Это по статистике Пробирной палаты РФ. Мое предприятие выжило, но оно не совсем малое, у нас нет кредитных обязательств, есть выкупленная недвижимость. Но тоже мы ужались. Не думаю, что в 2024 году произойдет что-то, что сильно улучшит положение ювелиров. Если по серебру будет послабление (работающим с серебром ювелирам могут вернуь УСН — Ред.), это окончательно разделит отрасль.
Не понятно, почему нас хотят разделить по виду металла. 90% ювелиров работает и с золотом, и с серебром. Будет дробление — в каждом ювелирном магазине окажутся по два предприятия. Если власти так поступили с малыми ювелирами (перевели все предприятия в 2023 году на ОСНО — Ред.), они должны были отменить или изменить и закон о малом бизнесе. Иначе два этих закона противоречат друг другу.
К сожалению, ювелиры не могут внятно сформулировать свои задачи. Они у всех разные. Объединяет всех только желание не исчезнуть. Также не могу не сказать о введенной у нас системе учета и прослеживаемости ГИИС ДМДК — я бы пригласил руководителя этого проекта поработать с ее помощью денек к нам на предприятие и посмотрел бы на него. Эта система почти все время не работает. А нас в 2024 году ждет еще и маркировка. Мы недавно отвезли партию изделий на маркировку, ее сделали, а куар-коды, которые нанесли на ювелирные изделия, не считываются. Зачем нам маркировка? Клейма Пробирной палаты на каждом колечке все рассказывают и о производителе, и о составе материала. Со следующего года на маленьком колечке будут стоять по три отметки трех систем прослеживаемости.
Ювелирные изделия — это предметы искусства. Сколько ювелиров, столько и технологий. Творчество в неволе не размножается. Поэтому я отхожу от творчества и работаю, как механизм. Спрос есть».
Весь мир идет по пути облегчения логистики, мы — нет
Ирина Валерианова, владелица сети магазинов одежды «Монплезир» и бренда «Монпари»:
«Для меня главный итог года — это развитие своего бренда, ему уже два года, и участие в проекте «Петербургский дизайн» и большой полученный там опыт — прежде всего, это отличная образовательная программа проекта. Мы успели сделать 4 коллекции, участвовали в пяти показах.
Но стоит отметить, что у нас в этом году сильно упала покупательская способность населения и когда госстатистики показывают рост зарплат, можно заметить, что они отстают от цен, и на одежду образовался пониженный спрос, в том числе, из-за себестоимости, которая постоянно увеличивается. И в следующем году весной будет крупное повышение цен из-за маркировки, нам с апреля придется маркировать большое количество артикулов. Это потребует ресурсов — и временных, и людских, и финансовых, это большая работа. Весь мир идет по пути упрощения логистики. У нас — непрерывное дублирование. Раньше мы платили ЕНВД и все было просто, теперь кассы, постоянное обновление оборудования и программ, маркировка, и все в совокупности гораздо сложнее, чем вмененный налог. Большая работа с огромным количеством техники. Я бы пожелала всем мира, чтобы на планете восторжествовали мир и разум. И нам всем — позитива, оптимизма и веры в себя. И что красота, которую мы стараемся делать, наконец спасет мир».
Нужно открыть чиновничьи кабинеты
Олег Куксов, председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы», куда входит более 20 ассоциаций.
«Хочу сказать, что 2024 год не обещает быть радужным для малого бизнеса, и те, кто давно работает, в этом году не почувствовали облегчения в работе. Нельзя ничего плохого сказать про наш комитет по развитию туризма, он очень старается, но у нас много проблем. Да, есть мораторий на проверки, плановые и на внепалновые продлили на следующий год. Но нас, перевозчиков, проверяют прямо на улице. Это рейдовые проверки. И это те же действия, что и при обычной проверке. И виноват всегда малый предприниматель. Программа Глонасс не работает, но виноват предприниматель.
По-прежнему не можем добиться взаимодействия с властями в важных вопросах. Например, существует ограничение на автобусную перевозку детей по скорости — до 60 км в час. Сколько надо часов, чтобы доехать на такой скорости до Москвы? Тема стоянок для туристических автобусов в Петербурге тоже заморожена, стоянки есть, но туристические автобусы все время рискуют попасть на штраф, так как их нет в списке транспорта, который имеет право на бесплатную стоянку. Губернатором было принято решение о бесплатных стоянках. Но приняв в дальнейшем постановление о платной парковке, и не внеся никаких уточнений в постановление о бесплатных стоянках, ситуацию пустили на самотек. И сейчас остановки туристических автобусов проходят в зависимости от того, какое настроение у комитета по транспорту.
Не вижу никаких приобретений малым бизнесом в нашей сфере. Новый автовокзал, обещанный в 2021 году на юге города — у ст. м «Купчино» не строится. Другие места не ищутся. Приобретение новых китайских автобусов, которые стоят по 15 млн, тоже непростая процедура, так как с лизинговыми компаниями отношения сложные, ставка ЦБ высокая, нужны гарантии, и покупают их единицы. Поэтому ждем выборов и кардинального изменения взаимоотношений бизнеса и власти. Как в пандемию закрылись чиновничьи кабинеты, так до сих пор они и не открылись».
Стоимость услуг выросла
Григорий Иванов, владелец апартаментов «15 комнат» и «Безумный дворецкий»:
«Однозначно могу сказать, что сезон 2023 года был значительно лучше прошлого. Гости были, их было много. Но стало сложнее планировать, так как гости до последнего момента не уверены в своей поездке. Окно бронирования уменьшилось. Так же увеличилась стоимость услуг поставщиков. В настоящее время очень сложно планировать что-то, так что живём в обычном режиме, готовимся принимать соотечественников в 2024 году, на иностранцев не рассчитываем, они никогда не были нашим основным гостем».
Валерий Фенько, сооснователь отеля «Павловские апартаменты» и гастробара Carre, оценивает прошедший год, как средний.
«Ресторан минусит перманентно, — говорит Валерий Фенько. — В жиру не плаваем, — говорит он. — Отель работает, загрузка стала выше. Но все это — частичный прирост, за счёт предыдущего периода работы, и результат маркетинга. Ну, с кадрами прямо очень критично. Сегодня забрали по повестке одного из трех наших официантов. За два месяца выставленной вакансии — ни одной поклевки. Происходит критическое сжатие бизнеса. Год назад думали кого будем встречать и селить? Что будет с открытием границ? Теперь наступила некоторая ясность. Еврогость — он ведь другой. По этике, и покупательской способности и требует другого эстетического пространства».
Рынок интернета будет расти
Андрей Капитонов, владелец рекламного агентства «Капитан»:
«Для себя 2023-й год я считаю удачным. Нам удалось закрепиться в первой пятерке ведущих партнерских рекламных агентств Яндекс Бизнес, вырасти в обороте в три раза. Есть понимание, куда идти дальше, как идти, и какие результаты будут в новом 2024-м году.
Если говорить про рынок интернет-рекламы в целом, то в первую очередь, можно отметить, что продолжает происходить передел рекламных площадок по значимости. Иностранные, можно сказать, ушли по причине запретов. И весь трафик подмяли под себя крупнейшие российские интернет-гиганты. В чём-то они смогли заменить ушедших, в чём-то нет. Но тем не менее рынок интернета рос и будет расти и далее. Активно тестируется применение искусственного интеллекта, что также будет способствовать росту. Немного сложнее стало с квалифицированными специалистами, но в целом мы справились».