Цифровой рубль: повышение конкуренции на рынке переводов?

Закон о внедрении цифрового рубля и создании соответствующей электронной платформы вступает в силу 1 августа. 24 июля документ подписал президент России. Что думают эксперты по поводу нового платежного средства и к чему склоняются. Это только средство повышения конкуренции на рынке переводов или же какая-то петля для банков?

Цифровой рубль — средство платежей будущего или очередной капкан

Цифровой рубль — одна из трех фор национальной валюты наряду с наличными и безналичными деньгами. Его единым оператором станет Центрробанк.

Предполагается, что деньги будут храниться в виде цифрового кода в электронном кошельке регулятора. Физические лица смогут пользоваться ими с помощью привычных приложений любого банка, но не сразу: в широкое обращение такой рубль поступит только в 2025–2027 годах. Пока его будут тестировать кредитные организации и юридические лица.

А вот что думают на тему цифрового рубля эксперты.

Антон Аграновский, президент инвестиционной компании Agranovsky IT Investments & Consulting:

«Закон о цифровом рубле принят и вступит в силу уже 1 августа, скоро начнутся пилоты. А зачем он нужен и чем отличается от криптовалюты – поняли не все, — пишет Антон Аграновский в своем Телеграм-канале. — Что это за рубль такой?

Давайте называть его CBDC (Central Bank Digital Currency) – это общепринятое определение таких валют в мире. Цифровой рубль или CBDC будет третьей формой денег после наличных и безналичных рублей.

• Главное отличие от обычного безнала: такой рубль, точнее цифровой код «хранится» не в обычном частном банке, а на платформе от Центробанка.

• Главные отличия от криптовалюты: есть единый эмитент и вообще нет никакой анонимности. Наоборот, пользоваться цифровым рублем можно только после KYC на «Госуслугах».

• Всё остальное одной строкой: проценты на него начисляться не будут, о кешбэке тоже можно забыть, зато он вроде как, по общему мнению, надежнее – но скорее тут речь о технологической стороне хакинга. Социальную инженерию никто не отменял.

Да-да, мы читали, а зачем это всё?

• Ключевая пиар-«плюшка» для населения – снижение, а то и обнуление комиссий за переводы. Сразу возникает вопрос про доходы банков – и обратите внимание, как раздраженно высказалась ( в публикации «Ъ» » Цифровой рубль — прекрасный способ платить без комиссий») первый зампред ЦБ РФ Ольга Скоробогатова: «Банки в свое время очень страдали на тему СБП. Я хорошо помню, что, когда мы запускали этот проект, нас пугали, что финансовый сектор потеряет 150 млрд, потом эта цифра менялась периодически».

• Это точно было в адрес Сбера, который больше всех боролся с СБП. Тут же подтянулся председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков: «Цифровой рубль в том числе создаст конкуренцию Сбербанку как институту, оперирующему большим количеством денег в финансовой системе страны».

Здесь мы приходим к самому важному: CBDC – это в первую очередь не про альтернативу криптовалюте и даже не про альтернативу SWIFT с обходом санкций в трансграничных платежах. Это про перестройку банковской архитектуры.

Традиционно она устроена так: есть Центробанк со своим резервом – и есть все остальные банки.

• ЦБ управляет процентной ставкой, контролирует эмиссию денег (то есть выпуск их в обращение), а также выступает регулятором для прочих банков – разрабатывает и вводит те или иные обязательные требования.

• Остальные банки обязаны хранить часть резервов в ЦБ, а населению оказывают различные услуги: кредиты, проведение платежей, хранение денег на счетах.

Как раз на прочих банках лежит функция учета балансов клиентов – сколько у них денег, сколько они могут потратить. То есть, они решают проблему двойного расходования – повторной продажи одних и тех же активов.

  • Цифровой рубль забирает эту функцию у банков в пользу ЦБ, который сможет в любой момент времени точно знать, сколько и у кого сейчас рублей на балансе.

• Это, конечно, будет в долгосрочной перспективе – когда и если CBDC займет превалирующую долю в денежном обращении. Тут как раз сыграют свою роль нулевые комиссии.

• И если пока что в логике цифрового рубля частные банки предоставляют клиентам свои интерфейсы/кошельки, то через некоторое время они потеряют необходимость. Сама платформа-то от Центробанка.

И что будет?

• Упомянутые выше трансграничные платежи в обход SWIFT – это скорее про денежные потоки окологосударственного уровня в «братские» страны типа Зимбабве или Ирана. Для обычного населения цифровой рубль не заменит криптовалюты в смысле зарубежных переводов денег и оплаты услуг.

• А вот как будут действовать банки в новой реальности – это очень интересно. На первый взгляд, СBDC – повод и необходимость для банков диверсифицировать свои доходы, предложить новые виды услуг для населения, чтобы сохранить свой вес. На второй – это сигнал к новой войне против ЦБ, по сравнению с которой события вокруг СБП окажутся детским утренником.

Будем наблюдать».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс