Бизнес видит недостатки в федеральном законопроекте о торговле

В Петербурге обсудили федеральный законопроект о торговле, внесенный в Госдуму в начале февраля, и бизнес отметил, что не все в порядке в этом законе с определенностью для фудтраков и автолавок, а госларьки, возможно, получат некое преимущество. Но вцелом законопроект одобрили и признали, что он дает торговой деятельности больше возможностей.

Проект федерального закона о торговой деятельности обсудили в ЗакСе Петербурга под руководством депутата Ирины Ивановой

Изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которые так давно ждет бизнес-сообщество, обсудили на рабочей встрече с участием самих предпринимателей, представителей городских комитетов – КИО, по промышленной политике, инновациям и торговле, аппарата бизнес-омбудсмена Петербурга.

Законопроект в Госдуму внесла группа из 15 депутатов от разных партий в начале февраля 2024 года. «СДП» описывал, что несет этот закон малому бизнесу в материале «Кисоки и фудтраки получат более четкие правила работы». Теперь законопроект обсуждают в регионах.

Вот что по этому поводу отмечает Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания Петербурга и председатель комиссии по экономике, предпринимательству и собственности:

«Особое внимание обратили на нормы регулирования нестационарной и  мобильной торговли. В документ теперь включены транспортные средства, с которых осуществляется продажа — автолавки автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мотоциклы. Расширяется и схема размещения таких объектов –  в нее войдут не только места для НТО, но и маршруты движения мобильных торговых объектов, зоны их стоянки. Это важное нововведение, в том числе, для торговли фермерской продукцией и  продуктами питания от производителей. Пока же согласовать работу автолавки или фудтрака – серьезная проблема, из-за того, что в конфликт вступают закон о торговле и правила дорожного движения. Кроме того, при проведении массовых праздничных торговых мероприятий  МТО и НТО не нужно будет включать в схему размещения.

Проект также предусматривает, если НТО размещён до вступления в силу требований к внешнему виду нестационарных торговых объектов, то он может привести их соответствие при продлении договора. До этого можно продолжать работу. Сам договор составляется минимум на пять лет. Правильное нововведение, которое не позволит местным властям диктовать бизнесу более короткие сроки размещения НТО. Если торговый объект исключают из схемы размещения, ему обязаны предоставить компенсационное место, сопоставимое по местоположению и площади».

Фудтраки во дворе Лофт Холла на Петроградской стороне. Сейчас фудтраки стоят в основном, на частных территориях, так как стоять по требованиям городской Схемы размещения НТО они не могут

Разные требования

Владимир Меньшиков, глава НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» отметил, что «за исключением двух ремарок», закон хороший. Однако один момент нужно поменять: в законопроекте сказано, что действия многих требований не распространяется на НТО в государственной и муниципальной собственности. «Я как предприниматель должен соблюдать множество требований, а если объект в гос- или муниципальной собственности, эти требования на него не распространяются. Это даст преимущество госНТО», — сказал Владимир Меньшиков.

Бизнес-сообщество помнит о том, что в городе ожидается исполнение пилотного проекта по размещению 200 госкиосков прессы, места под которые зарезервированы, и не могут передаваться бизнесу. Конкуренции с бизнесом нет, настаивал Александр Ситов, зампред комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ).  Эти киоски не будут мешать бизнесу, а будут помогать ему, продолжил Ситов, бизнесу не надо будет строить киоски, а получать готовые и там торговать. Но такие объекты по законопроекту не будут соблюдать определенные требования, уточнял Владимир Меньшиков.

Скорее всего, это для тех муниципальных образований, которые являются основными пользователями земли и собственниками магазинов, это не касается Петербурга, отметила Ирина Иванова.

Гонения на автолавки

Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», заметила, что в законопроекте, как рамочном, многое будет отдано на откуп регионам, но неясность по отношению к МТО — автолавкам и фудракам — там все-таки явно присутствует.

«Из законопрокета я не увидела, насколько один закон не будет противоречить другому — например, тем же Правилам дорожного движения (ПДД), в том, что касается МТО — автолавок и фудтраков, — говорит Янина Гришина. — Несколько лет назад по этой причине они пачками исключались из городской Схемы размещения, так как нельзя стоять на тротуарах и торговать там тем, кто признан автотранспортных средствами. И я не увидела уточненного расширенного понятия в новом законопроекте, чем положение фудтраков будет защищено. Но надо понимать, что это значительные инвестиции предпринимателей в транспортные средства. Мы помним, как «попали» сети «Буше» и «Месье Патиссье» — их машины стояли почти у каждой станции метро и торговали выпечкой и хлебом, и их вынудили уйти, а машины были взяты в лизинг и компании «влетели» на хорошую сумму».

Конкретных уточнений в законе на эту тему Янина Гришина не увидела.

  • Также важное дополнение внесли представители комитета имущественных отношений (КИО). Они отметили, что в Петербурге действует Схема размещения НТО, и потребуется либо корректировка названия Схемы размещения, либо создание отдельной Схемы — именно для  мобильных транспортных объектов (МТО). Это потребует внесения изменений в Земельный кодекс РФ, отметили на совещании юристы КИО.

«Все предложения постоянная комиссия по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания отправила в Государственную Думу вместе с положительным отзывом», — написала Ирина Иванова в своем канале.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс