Электронная путевка — это только вершина айсберга

Участники туристического рынка сомневаются в необходимости внедрения электронной путевки, как и предприятия легпрома и непродовольственной торговли не хотят тотальной маркировки каждого продаваемого изделия. Электронная путевка для туризма — это вариант маркировки, требующий от бизнеса роста трудозатрат, ресурсов и полной прозрачности, не оставляющий надежд на коммерческую тайну. Это может сократить число участников рынка и, в итоге, сделать турпродукт дороже.
Летний отдых — неотъемлемая традиция большинства россиян. Для значительной их части он связан с поездкой к морю.

«Электронная путевка» — это информационная система, в которую туроператоры вносят данные о бронировании и оплате турпродукта (пакетного тура). Закон о введении электронной путевки в России вступил в силу 1 сентября 2022 года. Туроператоры по выездному туризму с 1 сентября 2023 года начали передавать в единую информационную систему электронных путевок данные обо всех проданных турах за рубеж. Для турпакетов по России это требование отложено на год, до 1 сентября 2024 года.

  • «Да это просто ужас, — говорит туроператор, пожелавший остаться неназванным. — Во-первых, система работает плохо, постоянно косяки. Во-вторых, расходы и так растут, себестоимость турпродукта растет, клиенты недоумевают, почему мы выставляем такие цены, а это еще одна нагрузка — нужен как минимум сотрудник для администрирования системы. В-третьих, клиенты не хотят раскрывать свои данные».

Руководитель крупной туроператорской компании Space Travel Артур Мурадян в интервью отраслевому изданию высказался о последствиях внедрения «Электронной путевки»: «На мой взгляд, сама по себе «Электронная путевка» (ЭП)  — только вершина того айсберга, который плывёт к туротрасли. И мы либо сможем подстроиться и превратить ее в контролируемое явление, либо она начнёт перемалывать рынок. Также «ЭП может стать репрессивным инструментом давления на бизнес», — подчеркнул он.

«Думаю, никто не хочет, чтобы у туриста возникало недоумение, почему, заплатив сумму Х, в «Электронной путевке» он видит Y. Да и что с этой цифрой собирается делать государство, тоже не очень понятно. Это ведь не финальная стоимость турпродукта, а какая-то за уши притянутая сумма, которая только создает ложные впечатления о бизнесе», — говорит Артур Мурадян.

«Если сегодня у нас в реестре чуть менее 400 операторов по выездному туризму, то после полноценного внедрения ЭП их останется как минимум вдвое меньше. Те административные и финансовые требования, которые несет в себе система, просто невыполнимы для малого бизнеса. Но и для более крупных компаний работа с «Электронной путевкой» — это безвозвратные ежегодные потери», — считает он.

Не хватает пояснений

Турагентам с ноября прошлого года не хватило времени и главное, детальных пояснений по каждому шагу работы в новой для них системе.

Все осложняется еще и тем, что каждый туроператор с учетом своих технических возможностей настроил работу по «Электронной путевке» так, как виделось удобным именно ему. Единого интерфейса и единых инструкций агенты, работающих с десятками туроператоров, получить не могли.

Подробных инструкций по каждому шагу операторы тоже не могли подготовить к 15 ноября – в режиме автоматической выгрузки больших массивов данных в ИС «ЭП» из них еще никто не работал. По сути, туроператоры тоже сейчас разбираются в том, «как это работает» вместе с агентами», писал «Вестник АТОР» в ноябре прошлого года.

Олюдениз. Турция

В итоге профильные чаты в соцсетях и мессенджерах буквально завалены вопросами турагентов к коллегам о новых условиях работы, правилах ввода. Многие просто не понимают, куда нужно вводить информацию и какую именно, почему нужны те или иные поля, какая ответственность и пр. Одни не знают, что такое «сумма договора» (какую вводить), другие – не могут внести заказчика тура в одной путевке с туристом (который им же и является) и так далее. Одних только проблемных тем для разных вопросов – более десятка.

Да, это маркировка

«Да, по сути это маркировка, но недоработанная, — говорит Дмитрий Богданов, председатель правления Ассоциации отельеров АМОС (Сочи), — с товарами все же чуть проще. А туризм как услуга — дело крайне непростое, много нюансов, продажи по разным каналам, в итоге официальный бизнес столь зарегулирован, что проще всем неофициально работать. Отсюда куча мелких проектов без всякого оформления».

И так как затраты бизнеса в итоге всегда перекладываются на конечного потребителя, то внедрение ЭП повлияет и на стоимость турпродукта, считает глава АМОС.

Софья Шейнина, руководитель петербургской туркомпании «Толстовский дом», думает иначе. «С внедрением электронной путевки начинается обеление туристического рынка», — говорит она. Но признает, что часть малых туркомпаний не захочет заполнять все формы и разглашать свою коммерческую информацию, в том числе, информацию о своих клиентах, поэтому просто не будет в этом участвовать и перейдет в серую зону.

Не каждый клиент — покупатель путевки

«Электронная путевка — еще один способ ухудшить ситуацию и заставить всех подпадать под нарушения. Для въездного туризма это уже сделано. При заполнении формы очень сложно внести туда все, что надо, и в очень жесткие сроки, и если речь о горящих турах — это очень трудоемко и заставляет привлекать к работе еще больше людей. Тот, кто работает по-белому — получит еще больше сложностей, кто серый — уйдет в более серую зону», — говорит Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo и генеральный директор туристической компании «Индивидуальный туристический сервис».

«У туркомпаний есть определенные услуги и продукты, но не все является путевкой. Не каждый клиент туркомпаний является тем, кто покупает именно путевку. Путевкой турпродукт становится при определенных условиях», — уточняет туроператор.

Олюдениз. Турция

«Дело прежде всего в трудоемкости процесса заполнения электронной путевки и вопросах пересечения с другими системами, — продолжает Виктория Шамликашвили. — Нужно подписать энное количество бумаг при оплате путевки, подтвердить факт оплаты, и сразу возникает много вопросов. Мне кажется, нужно упрощать законодательство, а не усложнять его и при этом ожидать увеличения числа новых отелей и создания рабочих мест».

Между тем, предполагают также эксперты, в итоге число компаний на туристическом рынке может и не сократиться, но часть из них уйдет в серую область.

  • Несмотря на развитие онлайн-услуг и систем бронирования, а также появления таких агрегаторов турпутевок, как Тревелбелка и Чиптрип, остается большое число покупателей путевок, которым необходима «контактная история» — нужен агент, который ответит на вопросы, проследит, поможет в нестандартных ситуациях. Поэтому рынок турагентских и туроператорских услуг должен сохраниться, делают вывод участники рынка, но цифровизация этих услуг должна носить щадящий характер.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс