Ежегодная история с «Тремя котами» и интеллектуальной собственностью

Красногвардейский районный суд Петербурга взыскал с предпринимательницы Ольги Нечаевой компенсацию за нарушение исключительного права на произведение изобразительного искусства. Эта история в Петербурге повторяется ежегодно. Правообладатели интеллектуальной собственности взыскивают средства с тех, кто случайно продает товары с изображениями, на которые у них есть права. ИП нужно следить за картотекой Арбитражного суда, говорят адвокаты.

Истец указал, что в ходе закупки в торговой точке установлен факт продажи контрафактного товара — набора игрушек, сообщает Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга. На товаре имеются изображения логотипа «Три кота» и персонажей «Карамелька», «Коржик», «Компот», «Папа». Исключительные права на распространение данных объектов интеллектуальной собственности на территории РФ принадлежат АО «СТС» и ответчику не передавались. Осуществив продажу контрафактного товара, Ольга Нечаева нарушила исключительные права истца на произведения изобразительного искусства.

  • В апреле 2015 года между АО «СТС» и ООО «Студия Метраном» был заключен договор заказа производства с условием об отчуждении исключительного права. Согласно одному из пунктов указанного договора, АО «СТС» поручает, а ООО «Студия Метраном» обязуется осуществить производство фильма и передать АО «СТС» исключительное право на фильм «Три кота» в полном объеме, которое включает исключительное право на каждый его элемент (в том числе на изображения персонажей и логотипа) в полном объеме. Разрешение на использование объектов интеллектуальной собственности  путем заключения соответствующего договора ответчик не получал, следовательно, такое использование было осуществлено незаконно.

Суд взыскал с ответчика компенсацию за нарушение исключительного права на произведения изобразительного искусства — изображение логотипа «Три кота» и персонажей «Карамелька», «Коржик», «Компот», «Папа» в размере 10 000 рублей за каждое произведение, судебные издержки в размере 350 рублей, стоимость почтового отправления в размере 324,54 рубля и расходы по оплате госпошлины в размере 1 700 рублей.

Эта история повторяется в Петербурге ежегодно и носит, видимо, назидательный характер.

В апреле 2022 года «СДП» описывал историю предпринимательницы из Пушкина Инны Асаад, которая попала в такую же ситуацию.

Инна Асаад, владелица двух магазинов детской одежды, купила в Апраксином дворе набор игрушек «Три кота» за 950 рублей и выставила его на продажу в своем магазине. В наборе действительно было три кота — кот-папа, кот-мама и кот-ребенок. Арбитражный суд вынес решения о штрафах за каждого из котов на общую сумму более 160 тысяч за продажу игрушек без разрешения правообладателя, а деньги списали с личного счета.

«После пандемии торговля просела и пришлось и игрушками торговать, я покупаю на Апраксином дворе, и выставляю в своем магазине, — рассказывает Инна Асаад. — 16 января утром игрушки приобрел покупатель, и он, как оказалось, вел скрытую видеосъемку. Результат — решение судов на два штрафа на общую сумму 160 тысяч. За что? Некие лица купили лицензию на право продавать игрушки — так они зарабатывают. Никаких извещения я не получала, в свою защиту сказать ничего не могла», — говорит Инна Асаад.

Иски как бизнес

По иску АО «Сеть телевизионных станций» за нарушение исключительных прав на товарный знак (перечисляются номера товарных знаков на каждого кота), а также нарушения использования логотипа «Три кота», нарушение использования логотипа «Коржик», исключительных прав на изображение «Компот» и «Карамелька», а также товарных знаков «Папа», «Мама» и прочих — Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 17 января 2022 года постановил взыскать с Инны Асаад 110 тысяч рублей.

Но 15 апреля 2022 года чудесным образом появилось Решение Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда о том, что за нарушение авторских прав в деле продажи игрушек «Мягкая игрушка британский вислоухий кот Басик» дополнительно нужно списать средства в сумме 50 тысяч рублей в пользу ООО «МПП» и ИП Федотовой М.В. — они являются представителями правообладателей.

Машинка по списыванию

«Я согласна с этим, что не дело покупать товар на Апрашке, но не «казнить» же за это людей — вот так без суда и следствия, — говорит Инна Асаад, — никаких извещений о том, что против меня подан иск, я не получала, живу по месту регистрации, почта — напротив. Суды просто выносят решения и списывают деньги. Как будто ИП — не люди».

Самое потрясающее в это истории то, что деньги по решению суда списали немедленно не со счета ИП Инна Асаад, а с ее личного счета, где она совместно с администрацией Пушкинского района Петербурга собирала деньги для помощи беженцам с Украины. «На эти деньги, собранные с соседей, коллег, просто неравнодушных людей, покупали продукты питания, теплые вещи, оказывали адресную помощь семьям, прибывшим из Донбасса», — говорит Инна Асаад.

Представители правообладателей рыщут по стране и с помощью суда взыскивают деньги с тех, кто не имеет возможности постоянно следить за картотекой Арбитражного суда. Обычно ответчики по таким искам — малые и микропредпрниматели, чаще всего ИП, у которых нет ни юридической службы, ни службы закупок.

Следите за картотекой

Адвокаты говорят, что иски российских правообладателей смысла обжаловать нет, «только деньги тратить» — чаще всего суммы иска суды понижают в отношении иностранных правообладателей.

Если вы индивидуальный предприниматель, проверяйте картотеку Арбитражных дел, помните, что вы ИП и в своей деятельности несете определенные риски. Бывает, что вы живете не по месту регистрации, либо почта не доносит извещения из судов, говорят представители адвокатского корпуса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс