Как петербургский конструктор одежды Яков Пантелеев запустил пошив мужского костюма премиум класса, используя новые технологии и тренды. Между тем бывалые участники рынка говорят о том, что тема очень нишевая и рынок покидают игроки, а клиенты, делая заказ, к примеру, за 90 тысяч рублей, хотят получить костюм на миллион.
Мужской костюм при всей демократичности мужского дресс-кода будет нужен всегда — конференции, мероприятия, ответственные деловые встречи, а главное — всегда будут свадьбы, и везде нужен костюм, и рынок будет расширяться, уверен 32-летний петербургский предприниматель Яков Пантелеев. Эта уверенность помогла ему запустить собственный бизнес в этом году — ателье мужского костюма Аlg Atelier. Он сумел привлечь инвестора, который вложил в бизнес 5 млн рублей. Вернуть вложения рассчитывают через год.
Отличие этого ателье от других в том, что там никто ничего не шьет.
Один раз пошив костюм на заказ и увидев, как он сидит на фигуре, и как в нем можно двигаться, никто не захочет покупать готовый костюм, уверен предприниматель. Но и это не главное. Главное, что Яков сумел наладить пошив, или производство, таких костюмов в Китае и это премиум-класс, а не то, что обычно ассоциируется с китайской продукцией.
К моменту создания бизнеса осенью 2023 года у Якова был уже определенный опыт в деле изготовления одежды. «Я конструктор одежды и заканчивал университет технологии и дизайна, есть и экономическое образование, я работал 7 лет на другую компанию, которая создавала костюмы по определенной технологии, получил опыт и почувствовал силы создавать свое», — рассказывает предприниматель. Друг Якова стал инвестором проекта и вложил в компанию 5 млн.
От снятия мерок зависит все
«На рынке Петербурга такого подхода не встречал, это уход в сторону скандинавской тихой роскоши, а сдержанные элементы, они могут комбинироваться со многими вещами гардероба. Суть нашего бизнеса в том, что мы помогаем клиентам сделать костюм, подсказать для каких целей его носить. Собственно, в процесс снятия мерок входит и консультация стилиста. На выходе им имеем продукт — идеально и правильно сидящий на фигуре костюм», — рассказывает основатель Alg Atelier.
После снятия мерок следует первая примерка — затем получение готового изделия и доработки, если они нужны.
Стоит отметить, что это не просто «снятие мерок» как у портного, это построение точной модели костюма по меркам фигуры заказчика с помощью компьютерных программ. Собственно, от снятия мерок и зависит все, поэтому тут нужна полная точность, объясняет Яков.
Ткани используют итальянские и английские, португальские, с ними очень просто, их не нужно ввозить по параллельному импорту, потому что они уже находятся на фабрике в Китае. «На этой фабрике отшиваются костюмы, — рассказывает владелец бизнеса, — я — поставщик заказов по индивидуальным меркам. Это не ателье, которое отшивает свои изделия на месте. Там, в Азии, на этой фабрике с мировой славой очень следят за качеством, введены самые высокие стандарты качества, там отшивается полмира и контроль качества производят самый высокий», — объясняет предприниматель, добавляя, что знаком с фабрикой около 10 лет, и что теперь в Китае иногда «шьют лучше некоторых европейских портных».
«Мы не шьем клеевые костюмы, они на натуральной канве, прошиты конским волосом. Нам не нужно закупать 300 м и 200 вариантов тканей. На фабрике уже предлагают более 2 тысяч тканей. Наша задача — обсудить дизайн и снять мерки. Образцы тканей, конечно, обсуждаем», — говорит Яков Пантелеев.
Схема работы
Человек, который снимает мерки в этом ателье — его называют тейлор. Тейлор — в переводе с английского, портной. Но в ателье — это человек, от которого зависит, как будет сидеть костюм. Поскольку костюмы здесь стоят от 90 тысяч, то ответственность на тейлоре лежит большая.
Сейчас в компании работают трое сотрудников и они взаимозаменяемые. «Но тейлор — это не совсем портной, — поясняет Пантелеев, — портные-женщины тоже шьют, но мужчина-тейлор занимается расчетами, смотрит, как строятся лекала. С заказчика снимают мерки, это могут сделать и дистанционно, но лучше лично, затем выбирают ткани, это также можно сделать дистанционно».
Схема работы помогает экономить кадры, говорит предприниматель. Сейчас в компанию приглашают стилиста, он просто необходим заказчикам. Он и поможет поставить окончательные точки в процессе, который позволит костюму сесть на фигуру идеально.
«У таких костюмов высокая стоимость,- говорит Яков, — а но если посмотреть на обычные магазины, например, Henderson, их костюмы хороши, но они другие. К нам обращаются не только через рекламу, но и многие клиенты приходят по рекомендации тех, кто ранее заказывал одежду у меня, и уже их друзья также обращаются по рекомендации».
Как пришла идея
Идея, собственно, работать именно по такой схеме пришла во время пандемии ковида. «У нас была договоренность с голландцами о поставках, но ввиду всех событий отказались от поставок. Это стало толчком к тому, чтобы самому выйти на фабрику, с которой работала Голландия», — рассказывает Яков Пантелеев.
«Многие воротили нос от Китая, теперь нет, там используется одна из самых передовых технологий. Когда открываем заказ, видим, что швы более точные и ровные. Шаг отклонения от нормы — 5 мм. В противном случае — перезаказ. 10 лет фабрика работает, ну, бывает, что пуговицу забыли пришить. Но это естественный процесс», — рассказывает предприниматель.
Название фабрики он не называет. Фабрик, которые шьют мужские костюмы, в Китае сотни, но эта фабрика «совсем по-другому подходит к своей работе», считает Яков. Яков хотел бы так построить бизнес, чтобы компания ежедневно получала один заказ.
Газпром переехал: заказчиков стало больше
«Есть ли костюмы из этих тканей — да, все салоны используют одни и те же ткани, — говорит предприниматель. — Не хочется никого обидеть. Все используют качественное сырье, например, компании Truvor, компания Andrew Duck — не знаю, где они шьют. Но «Газпром» переехал в Петербург и мужской костюм стал здесь более востребован — людям нужны костюмы», — говорит предприниматель.
Салон площадью 55 м2 расположился на Красногвардейской пл., в пространстве Design District DAA. «Мы влюбились в это пространство, там 6-метровые окна, здание бывшего машиностроительного завода», — рассказывает Пантелеев, отмечая при этом, что большинство заказчиков такого ателье любят камерную атмосферу.
«Российский покупатель костюмов определенной ценовой категории — это избалованный клиент. Эти люди знают, что такое костюм, как его носить, и это здорово», — делится наблюдениями предприниматель.
«У нас высокие расходы на ткани и фабрику, и цена продукта относится к выше, чем среднему ценовому сегменту. Но у конкурентов цены еще выше», — отмечает основатель бизнеса.
Это не шоковая терапия
Если костюм «не сидит», а это встречается, его подгоняют на месте. «Предприниматели без опыта могут от реакции «это все не то» впасть в ступор, — продолжает рассказ ательер, — но мы воспринимаем это как не шоковую ситуацию, так как понимаем, как это должно выглядеть. Например, часто такая ситуация встречается с длиной брюк. Иногда клиенты хотят брюки длиннее, чтобы они волочились, но мы предлагаем компромисс — до середины пятки, длина брюк очень просто измеряется — чтобы на них не было залома. Каждое изделие — это реклама нашей работы, поэтому важно не отступать от правил», — полагает Яков.
- Прогноз от Аlg Atelier: трендовый цвет 2024 года на летний сезон: кремовый оттенок, бежевый, молочного, светло-коричневого цвета, будет модной также полоска, елочка, которая модная всегда. То есть, на летнее время — теплые оттенки. Обычно среди россиян пользуются спросом такие цвета костюма — синий, серый и черный. Синий — самый популярный.
Рынок
«Рынок пошива костюмов на заказ стал проседать еще 3 года назад, во время пандемии люди в меньшей степени стали обращаться за индивидуальным пошивом. По сути, обращения были со стороны постоянных клиентов компаний. Рынок индивидуального пошива стал подпирать бюджетный рынок турецких костюмов, который предлагал подшивку и корректировку изделий по фигуре. Часть клиентов перешло в сегмент готовых костюмов», — говорит Егор Жемчугов, владелец ателье бренда Zhemchugov, которое шьет в Петербурге мужские костюмы.
Экономика не пошла
«2022-2023 года ознаменовались тем, что часть мужского населения покинуло страну, а часть ушла на войну, что опять же не лучшим образом сказалось на рынке индивидуального пошива. У многих ательеров, даже при хорошей клиентской базе снизилась выручка, так как рынок индивидуального пошива и раньше был нишевой темой,- говорит Егор Жемчугов, — а теперь он просел капитально. В 2023 году с рынка ушла компания Taurus suit, ребята которые шили в Китае, а здесь продавали с минимальной наценкой Х2. Я так понимаю экономика не пошла при такой низкой маржинальности. Мои предположения, рынок покинет еще не одна компания в сегменте индивидуального пошива, так как нет перспективы развития данного сегмента, в основном игроки сконцентрированы на выживании».
«Такой индпошив — уже премиум сегмент, при этом клиент хочет кулуарное сопровождение, красивый салон для примерок. Люди платят 90 тысяч рублей не за костюм — а за атмосферу, заботу и индивидуальный поход. Если иметь 2 клиента в месяц при средней себестоимости костюма 20 тысяч рублей, то даже высокая маржинальность в 140 тысяч рублей, не позволит находиться на плаву, так как велико бремя издержек на подгонку, рекламу и пр.
В этом бизнесе важно закладывать риски: а что если клиент не захочет забирать костюм? А такое бывает. Возвращать приходится 100% стоимость товара. А что если эти деньги уже вложены в оборот? Этот бизнес очень рисковый, так как клиенты очень требовательны к результату и рассчитывают при вложениях в 90 тысяч, получить костюм на миллион», — говорит Егор Жемчугов.