Что происходит в торговых центрах Петербурга

Новые торговые центры в Петербурге не строят, свободные торговые площади в ТЦ сокращаются, скидки на аренду исчезают, но международные бренды возвращаются с помощью российских и иностранных компаний. Российские бренды проводят полномасшатбное наступление на ТЦ, заполняя большие площади. NF Group (бывш. Knight Frank) представила отчеты по основным трендам в недвижимости Петербурга. В том числе, торговой. 

В ТРЦ «Галерея» за полгода открылось 30 магазинов российских и иностранных брендов

В торговой недвижимости наблюдается оживление и продолжается замещение уходящих брендов российскими. Вместе с тем нельзя не замечать и приход иностранных брендов: их число растет, названия неизвестны, но все это несколько поднимает ставки и собственники торговых площадей получают надежду. Всего в Петербурге 2 млн м2 торговых площадей и, если посмотреть на трафик, за последние 6 лет новых качественных торговых комплексов здесь не появляется. Однако заметен тренд на малоформатное строительство, отметила Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group.

Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group

В первом полугодии в Петербурге не открыто ни одного торгового комплекса, однако до конца 2023 года анонсировано открытие ТЦ «Парк Молл» на пр. Просвещения площадью 40 тыс м2 и ТЦ «Экопарк» в Мурино площадью 18 тыс м2.

Если говорить про свободные площади (вакансию), в начале года она была рекордной, свободными были более 10%, а сегодня мы видим, что вакансия сокращается, вакантны уже менее 9%, а к концу года будут 6%.

Кто арендаторы, которые площади забирают? Забирают как российские компании, так и международные бренды. В Россию в 2023 году пришло 11 зарубежных брендов, на рынок Петербурга — 7 новых брендов. И это не только Азия, в прошлом году были ожидания, что «нас спасут» Китай, Индия, Иран и Турция, но по факту нас «спасают» Турция и европейские страны, в том числе. На рынок Петербурга вышли бренды Турции, Германии, Италии, США, Эстонии и Австралии.

Замещение происходит профиль на профиль: если помещение освобождали фэшн-бренды, то помещение и забирали фэшн-компании. Это тоже важно, подчеркнула Евгения Хакбердиева, так как баланс профиля в торговом центре не меняется. Это положительно сказывается на трафике. Мы предполагали, что будет деление площадей под разные функции (как это происходило в стрит-ритейле, например, на таких знаковых магистралях, как Невский проспект — Ред.), отметила Евгения, и будет заполнение этих площадей товарами не только фэшн. В итоге мы видим, что ритейлеры адаптировались.

Они запустили новые линейки товаров, «мужчины», «дети», «товары для дома» буквально за год, и новые форматы вышли на рынок. Мы видим, что открылась, например,  Zarina Man (ZRN MAN), Lime запускает мужскую коллекцию и товары для дома.

На смену международным брендам пришли российские: Befree, Love Republic, «Снежная королева», Sela moms & monsters, а также новые — Noun, Clan VI, Just Clothes. Так, например, Be Free (Melon Fashion Group) сменил H&M в «Галерее» и «Европолисе», а Love Republic (MFG) сменила бренд Victoria Secret в той же «Галерее», Sela moms&monsters сменила в «Меге» бренд Uniqlo.

Появляются и новые бренды российских компаний, которые тем не менее, видимо, представляют параллельный импорт. Так Amazing Red в «Галерее» представляет бренды Puma (60% в ассортименте), Nike, Asics. Магазин только что открыли

  • Универмаг «Стокманн», самый успешный универмаг в России, «взял план развития», отметила Евгения Хакбердиева, и до конца года в Петербурге будет не один «Стокманн», а как минимум 4. 

Что нового появляется в ТК, кроме замены фэшн на фэшн? Происходит адаптация торговых центров к новым потребительским предпочтениям — появляются фуд-моллы. Хотя тренд не новый, но при этом после пандемии, когда рестораны решили, что им нужно развиваться в формате стрит-ритейла, а не в торговых центрах, фуд-холлы и фуд-моллы «стали спасением». И большинство владельцев ТК думают над реконцепцией своих фуд-кортов, добавляя туда гастро-энтузиастов.

Помимо фуд-холлов туда заходят и совсем новые форматы — например, открываются термы. Это популярная история, и не из-за того, что пустуют помещения, а для того, чтобы удержать покупателей в торговых центрах как можно дольше — они не только могут совершить покупки и поесть в фуд-молле, но и понежиться и поплавать в термах.

Мы понимаем, что торговые центры будут развиваться, продолжила Евгения Хакбердиева. Да, онлайн — торговля — основной потребитель на рынке складской недвижимости, но это не мешает развиваться торговой рознице. Здесь ретейлеры зарабатывают намного больше, чем они зарабатывают в онлайне.

И так как на рынок не выходят новые качественные предложения по строительству новых ТК, будет наблюдаться дефицит качественных предложений. Раз нового не строят, начинается обновление проектов. Пару лет назад обновился «ПИК», сейчас обновляется «Владимирский Пассаж», а также ТРК «Лето» и обе «Меги». Тренд на скидки будет сокращаться.

И начнут появляться малоформатные районные торговые центры, которые будут обслуживать запросы населения, заключила эксперт. И в начале следующего года эксперты видят полное восстановление допандемийного трафика. Относительно трафика, в ТРЦ «Галерея» он уже достиг 65 тысяч посетителей в день, сообщили в администрации.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс