Петербургская сеть мини-маркетов «Близко» установит не менее 30 торговых павильонов без продавца в коттеджных поселках Ленинградской области и других регионов РФ. Киоски будут работать с помощью приложения, которое и запустит в павильон покупателя, продаст ему товар и примет оплату. Инициаторы проекта надеются, что жители будут воспринимать киоск без продавца как часть инфраструктуры. Эксперты пока сомневаются в успешности эксперимента.
Сеть мини- и микро-маркетов «Близко», которая открывает магазины без продавца в парадных ЖК и бизнес-центрах, пишет РБК Петербург, а также в апарт-отелях, взялась за новый проект сети торговых павильонов без продавца, которые будут устанавливаться на территориях коттеджных поселков и других местах. Cейчас у «Близко» из 20 точек: 4 мини-маркета площадью 12-20 м2, в апарт-отеле «Елагин», апарт-отеле Studio на Заозерной, отеле «Карелия» и закрытом ЖК, остальные микромаркеты, занимающие 2-5 м2, по сути, это холодильные витрины.
«Мы идем в такие локации, где нет крупного ретейла, больших супермаркетов, а зачастую и магазинов нет», — говорит Алексей Бахтиаров, директор компании «Близко групп». Создатель «Близко» до пандемии занимался IT-бизнесом: основал и руководил хостинг-провайдером Infobox, а в 1990-х работал в разных отделах петербургского универмага ДЛТ, пишет портал MarketMedia.
На торговые павильоны без продавца у компании уже есть запросы от коттеджных поселков закрытого типа, строительных компаний и ЖК, на территорию которых не пускают федеральных дискаунтеров, а также АЗС без персонала, рассказывает Бахтиаров.
Психологически павильон без продавца воспринимается населением не как ларек, к которым у многих жителей есть негативное отношение, а как часть инфраструктуры поселка, уверен директор.
Как это работает
Киоски площадью 15 м2, которых сейчас по заказу компании изготовлено три и они напоминают морские контейнеры, оснащены специальным оборудованием, и это не только витрины, холодильники и кондиционер, но и программное обеспечение, с помощью которого и будут руководить работой торговой точки вместо продавца.
Павильоны будут работать через мобильное приложение, рассказывает Алексей Бахтияров, при этом покупателю приложение можно не скачивать, оно работает через браузер и поможет открыть киоск с помощью куар-кода. Код откроет также прилавки и витрины, даст возможность отсканировать и оплатить товар. С помощью того же программного обеспечения владельцу киоска можно заказывать товары и пополнять ассортимент.
Стоимость интерактивного павильона с оборудованием, мебелью и подключением к электросетям составляет 3 млн рублей, что по меркам местного рынка киосков, совсем недешево. Для сравнения, «простые» киоски из петербургской программы госкиосков печати, которая была презентована в конце 2022 года, также площадью 15 м2, обходятся бюджету в 1,75 млн рублей, а предприниматели покупают на Avito новые киоски такой же площади за 300-400 тысяч рублей. Но эти павильоны, конечно, не интерактивные, а обыкновенные. Таким образом, в открытие 30 интерактивных павильонов «Близко групп» инвестирует 90 млн рублей.
Павильоны без продавца разработаны самой компанией и выпускаются по ее заказу на одном из производств в Ленинградской области, рассказал Алексей Бахтиаров. В дальнейшем компания намерена их не только эксплуатировать сама, но и продавать, на это уже есть запросы из других регионов.
Безопасность
«Если покупатель что-либо вдруг захочет украсть, — говорит Алексей Бахтиаров, — у нас будет видеозапись и система сразу сделает анализ подозрительных операций. Кроме того, у нас будут данные о телефоне и карте покупателя. Так что украсть не просто, да и в коттеджных поселках вряд ли найдутся такие покупатели», — уверен директор.
Ассортимент торговых павильонов будет включать в себя до 1000 sku (артикулов) и, в зависимости от спроса, до 30% товара — это готовая еда: супы, салаты, сэндвичи собственного производства «Близко групп». В павильонах будут продавать только упакованный товар, сейчас в магазинах «Близко» нет фруктов и овощей, которые зачастую продаются на вес. Но в будущем, овощи и фрукты также появятся в сети.
Крупные не справились
Эксперты пока проявляют скептицизм, услышав о проекте.
«Сложно говорить о том, что такие проекты могут быть успешными, если даже «Пятерочка», крупный федеральный ритейлер, ничего не смогла сделать с магазинами без продавца, запуская подобный проект «Пятерочка Налету»в Москве, его в итоге закрыли, — говорит Михаил Лачугин, специалист по продвижению в торговых сетях. — Также в коттеджных поселках, наверняка, уже сформирован спрос и налажена доставка «ВкусВиллом» и «СберМегаМаркетом», а конкурировать с ними по ассортименту будет сложно».
С ним согласен и Александр Мышинский, совладелец сети супермаркетов «Реалъ».
«Я не очень понимаю зачем открывать такие павильоны без продавца, если весь упакованный товар можно заказать с помощью доставки у крупных ритейлеров, — говорит Александр Мышинский. — Поэтому экономика таких магазинов сейчас для меня спорная, да, небольшие мини-маркеты в бизнес-центрах могут продавать в том числе готовую еду, но велика вероятность большого процента списания таких товаров. Поэтому каждая локация требует тщательного просчета. А продавцы в таких местах как раз могут помочь сделать выбор и в какой-то степени привязать покупателя к месту».