Александр Затуливетров уже осваивает остров в Камбодже

Александр Затуливетров, петербургский ресторатор, ведущий бизнес в Камбодже

Мы спросили Александра Затуливетрова, петербургского ресторатора, эмигрировавшего осенью 2021 года в Кению, как ему страна, и получили неожиданный ответ. Также узнали, что предприниматель начинает новый большой проект в его любимой Камбодже, взяв в аренду часть острова, и о других его приключениях.

Как рассказал Александр Затуливетров, недавно коротко побывавший в Петербурге, он был вынужден уехать из Кении, где осенью 2021 года, продав свой ресторан на ул. Марата «МыЖеНаТы», стал участником проекта, включающим в себя отель, ресторан и туристическую компанию, и утверждавший в интервью «Фонтанке», что в Кении деловой климат лучше, чем в России. «Причин много, это сложный регион, особенно для меня, любителя Азии, — рассказал предприниматель, — интегрироваться и в кенийское бизнес- сообщество и местную среду оказалось практически невозможно. Тому много причин».
 
Нужна «прививка» для работы там
Причины и личные, субъективные, серьезно заболел один из партнеров проекта — и большую часть денег, которую планировали запустить на открытие гостиницы и ресторана, потратили на срочное лечение, и общего плана, которые оказались неожиданными. «Мы забросили открытие ресторана TIKI, открыли не там, где планировали, на 30% его возможностей и он сейчас работает. Его уже дважды обворовывали — вынесли все. Для того, чтобы работать в Африке, в частности, в Кении, нужна особая «прививка» для работы там», — уверен теперь Александр. Кроме того, в пандемию закрылось 70% туристического бизнеса, а локдаун был жесточайший. Из-за локдауна проект потерял 80 тысяч долларов.
 
Услуга для мзунгу
В числе причин он называет «хроническую нечестность местного населения и бизнесменов, с которыми невозможно иметь дело». «Как только они видели, что оказывают услугу для мзунгу — белого человека, они сразу повышали цену в 3-4 раза. Так было, например, с доставкой мебели для ресторана — увидев, что материалы привезены «для мзунгу», они начали загружать мебель обратно в машину и просить доплату. Доплату у мзунгу требуют на каждом шагу», — продолжает свой горестный рассказ Александр. Тем временем лечение друга и партнера по бизнесу требовало немедленных действий и огромных денег. В результате его удалось поместить в немецкую клинику, и лечение там обошлось в 70 тысяч долларов.
Камбоджа зовет
«И я переехал в Таиланд, — рассказывает Александр, — но в Таиланде сложно с легализацией бизнеса и я пошел по старому пути — добрался до Камбоджи». В этой стране предприниматель уже развивал свой ресторан в 2016-17 годах и ушел оттуда потому, что в Камбоджу пришел китайский бизнес и скупил весь Сиануквиль и окрестности, превратив прекрасную местность «в ад» и настроив там, по словам Александра, «пластиковых небоскребов и казино», такое Макао для китайцев среднего класса, которое уже начало разрушаться.
Но пандемия вернула китайский бизнес на родину. «Кроме того, острова они не захватывали, то ли осторожно относятся к перемещениям по воде, то ли правительство не пускает. Поэтому острова в Камбодже сохранились как нетронутые цивилизацией места и оазисы кхмерской культуры», — резюмирует ресторатор. В Сиануквиле — основном камбождийском курорте, сейчас есть, может быть, десяток туристов, а из ресторанов остался один — французский.
 
Свой остров
Александру удалось взять в аренду часть острова и отель, который нуждается в реконструкции, в 30 минутах на скоростном катере или 40 минутах на пароме — от Сиануквиля.
«Хотел назвать его White Ark («Белый ковчег»), вкладывая двойной смысл — это ковчег для людей, которые могли бы приехать сюда на релокацию на 3-8 месяцев. Здесь 20 шагов до океана, высокоскоростной интернет и остров», — говорит Затуливетров.
Бунгало на острове, который арендовал ресторатор
В 2012 году он слушал экономиста Станислава Белковского, которые выдвигал теорию русского ковчега и предлагал купить пару государств в океане и «создать Россию № 2 » — на островах — и построить там идеальное государство (в колонке в «Снобе» он сам рассказывает, что высказывал идею в 2007 году). «Денег на покупку островов нет, — говорит Александр, — поэтому мы пошли по пути аренды. Но так как от названия White Ark веет легким расизмом, поэтому мы остановились на White Sand Ark — «Белый песчаный ковчег».
Здесь пока 8 бунгало и 7 номеров в отдельном здании. Но нужно с чего-то начать. Сейчас здесь идет ремонт — в каждом бунгало будет кухонный уголок, а в здании — номера для туристов. В Камбодже уже сняты ковидные ограничения, и для посещения страны нужна только вакцинация, «Спутник» принимается. Добраться можно через Таиланд, оттуда местными авиалиниями час до Пномпеня — столицы Камбоджи, потом по скоростной трассе час до Сиануквиля и, как уже говорилось, за 10 долларов 30 минут по воде до острова.
Пляжи у Сиануквиля, Камбоджа
Как добраться
До Бангкока из России летают три авиакомпании из арабских стран, через Дубай и Катар. Визу в Камбодже можно получить по прилету за 30 долларов. Кроме того, здесь лояльное законодательство относительно работы иностранцев — право работать законно стоит 35 долларов и оформляется просто.
 
«С июля мы запускаем программу для релокации, она включит в себя и поиск авиабилетов, и трансфер, и встречу в Бангкоке», — говорит Александр.
Цены на стройматериалы и услуги строителей здесь ниже, чем в Таиланде. Китайцев нет. Словом, ситуация для развития бизнеса благоприятная. И память о свободных европейских хипстерах еще хранится в Камбодже — когда-то здесь, в Сиануквиле, были эстонская улица, немецкая, французская, швейцарская. Александр Затуливетров восхищен Камбоджей и душа его здесь.
Отель предпринимателя на острове в Камбодже
В чем разница
«Разница Камбоджи и Кении в том, что в Камбодже белого тоже воспринимают как переносной банкомат, и даже при том, что оформить самостоятельно бизнес легко, но 200 из 600 долларов за это ты заплатишь за незнание языка. В Кении же цель общения с белым — отнять у него деньги немедленно, чтобы он даже думать не мог о дальнейшем. Страна очень криминальная, — резюмирует Александр. — Слава богу, что наш партнер потихоньку идет на поправку».
На вопрос, не планирует ли он отрывать что-либо в России, в Петербурге, в частности (здесь у Александра остается только часть проекта «Бутербродский баръ» на наб. Макарова), Затуливетров отвечает, что нет, и он вообще не сторонник привязывания к географии. «Сейчас это, возможно, мой последний рывок в Азию, — говорит предприниматель. — Не чувствую вдохновения для открытия чего-либо на родине — там это уносит слишком много сил и средств. Здесь, в Камбодже, открыть заведение можно гораздо спокойнее. Сейчас жаркий сезон — все вопросы решаются с 5.30 до 9.00. Встретились со строителями, обсудили все и дальше прячешься. И потом с 5 до 6.30 вечера — жара спадает и можно что-то сделать еще. С июня начинается сезон дождей. Надо дождаться сентября, когда начинается высокий сезон».
Остров для релокантов
После того, как Александр осенью 2021 года переехал в Кению, он получал по 10 писем в день, с вопросом — как туда уехать: «возможна ли релокация», «есть ли работа для моей мамы», «а можно ли в Кении играть джаз — у еще у меня две кошки», и так далее.
«Поэтому идея обустроить остров для релокантов — вынашивалась почти год — слишком большой спрос на это. Главное, хороший интернет, чтобы были созданы рабочие места для удаленки и для мам с детьми — занятия йогой, детские программы. На острове есть рыбацкие деревни. Здесь всегда можно купить рыбу и морепродукты. Остров большой. Все зависит от желания и потребностей тех людей, которые приедут сюда жить. И здесь нет национальных противоречий — все помогают друг другу: здесь хорошего уровня строит отель поляк, спортсмен, чемпион Европы, есть мои друзья из Киева. Все помогают друг другу рабочим инструментом. Какого-то особого, негативного, отношения к русским нет», — говорит предприниматель.
Представитель камбоджийской администрации
Смотрят с сожалением
В начале 2022 года и, в том числе, весной, Александр успел побывать в Африке, Индии, странах Азии и на Шри Ланке. Общался по бизнесу с немцами, французами, швейцарцами и ни один не высказал агрессии к нему, как россиянину. «Но все смотрят с сожалением, жалостью даже, и спрашивают, как ты думаешь, они остановятся или пойдут дальше» — частый вопрос. Все заняты личной безопасностью», — полагает Затуливетров.
Про деньги
Что касается денег, немаловажный вопрос для тех, кто путешествует или решился на релокацию, россияне ищут пути через китайскую систему «Юнион Пэй», да и ЦБ разрешил перевод уже 50 тысяч долларов, но «ты попадаешь под валютный контроль». Поэтому даже несмотря на ограничения систем — Binance, Tether (USDT), и других, россияне находят пути. «Очень жаль было тех пенсионеров из Иркутска, Владивостока, которые честно заработали свои деньги и вложили в покупку апартаментов в Таиланде, чтобы зимовать там, и это свинство, что они остались без денег, хотя имели официально оформленные карты, а стали, по сути, изгоями. И все благодаря мировым платежным системам, которые так проявили «гуманность», — говорит Александр.
«Получилась такая красивая история, я поездил по миру и вот, не торопясь, строю отель, но самам деле — до момента открытия отеля я живу в бунгало, в котором электричество бывает три часа в день и вода, холодная, два часа в день — так строится бизнес в Камбодже, это лишения и труд», — уточняет Александр.
Пока Александр Затуливетров живет тут
Справка «СДП»: Александр Затуливетров — совладелец группы SkyRest, запустил более 100 ресторанов как в Петербурге, так и по России, в том числе, 9 ресторанов перед Олимпиадой 2014 года в Сочи. Он также известен как писатель и его последняя книга «Женщины, которые научили меня готовить», стала бестселлером, хотя и продавалась, как пишут читатели в чатах, «по цене крыла от «Боинга». Но часть денег, собранных от продаже книги, шла на благотворительность.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс