Частная школа: научить учиться

Владимир Андреев — учитель — новатор и преподаватель курсов повышения квалификации учителей, в 1988 году открыл в Петербурге одну из первых частных школ в России. Теперь у него множество учеников, которые хотят и любят учиться, а выпускники чувствуют себя в жизни уверенно – это главная задача школы. В конце августа «Школе «Обучение в диалоге» (ШОД) исполнился 31 год.

Владимир Андреев, директор частной школы «Обучение в диалоге»

За эти годы Владимир Андреев построил такую систему школьного образования, при которой учителя учатся вместе с детьми, а дети могут выбрать индивидуальный курс обучения.

«Сейчас настало такое время, что дети в своем большинстве не очень-то хотят учиться в школе, — говорит Владимир Андреев, — и наша задача снять этот страх перед учебой, помочь ребенку полюбить процесс обучения и этот навык закрепить на всю жизнь».

Директор школы добавляет, что очень важно для сегодняшнего школьника уметь извлекать знания из потока, систематизировать их и подготовить к передаче. А также сложить собранную информацию по теме и суметь ее презентовать. Это, бесспорно, важный навык, который будет помогать ребенку в дальнейшем, в том числе и после окончания вуза, в карьере и работе.

Когда описывают прелести частных школ, собеседник сразу прерывает вопросом: сколько? Сколько стоит год обучения в такой школе? Ответ, это не мало, но несколько даже меньше, чем в других частных школах города. Но, поскольку это не рекламный пост, мы не приводим конкретной цифры. В перерасчете на месяцы это вполне приемлемая сумма. Однако, заплатить ее нужно именно вперед – делается это для того, чтобы учебный год не прерывался по материальным причинам.

Про учителей

Учителя в школе также учатся – для них проходит семинар «Пилоты разума». «Там также есть свои цели, задачи, подходы и инструменты», — говорит Владимир Андреев, и добавляет, что пилоты разума – это учителя.

«Невозможно переделать образование с учителями, которые учились так, как они учились и не переучивались с тех пор, — рассуждает Владимир Андреев, — вспоминаю, как я пришел в первый раз в школу и стал говорить. И вдруг я заговорил голосом одного из моих учителей. Но я разговаривал с детьми так, как это делал один из учителей в моей школе. И только через 10 лет, я понял, что я — Владимир Иванович Андреев, а за 10 лет слепил образ учителя, ничем не лучше, чем были вокруг».

Чтобы появился новый учитель, нужно отказаться от своего школьного опыта, то есть он в себе, внутри запрещает и несет весь опыт — и положительный, и плохой. «Девушки, не списывайте. А ведь я сам списывал. Вы математики, а сейчас у нас литература, прикрою глазки, пусть списывают. Учитель – хитрый, противный. Учитель сам должен пройти школу – с 5 класса. Пройти, выдержать все, рядом с детьми. И не списать, а выдержать удар», — уверен Владимир Андреев.

Сейчас постоянно в школе работают 25 учителей и еще столько же — по совместительству. Всего, около 50 учителей ведут обучение 100-120 учащихся. Согласно лицензии в школе могут обучаться 155 учеников. «Но бывало и побольше», — вспоминает директор.

Как начиналось

В 1988 году учитель-новатор Владимир Андреев открыл два кооператива – школу «Экстерн» и еще одно малое образовательное учреждение. Философ по образованию, Владимир Андреев читал лекции на курсах повышения квалификации учителей и поклонников его метода по развитию мышления у школьников становилось все больше. «Отбоя от учеников не было еще в институте усовершенствования учителей», — говорит основатель школы, — читал там лекции и ко мне подходили коллеги и говорили, вот если бы так сделать в обычной школе, все бы изменилось».

Поэтому, как только появилась возможность, Владимир Андреев сразу открыл школу как кооператив. Был разгар кооперативного движения.

«Первая школа открылась на базе 203-ей школы на Кирочной улице, отремонтировали несколько полуразрушенных классов и начали заниматься в несколько смен. Учеников были сотни», — вспоминает директор.

Здание площадью 900 м2 на ул Некрасова получили в аренду от города и в 1994 году и стали ЧОУ – частным образовательным учреждением. Сейчас школа занимает 600 м 2 в аренде у города и 300 м 2 удалось выкупить в собственность. Здесь хорошо оборудованные классы, спортивный зал, собственная мультимедийная студия.

Кто ученики

Ученики школы – обычные дети, а также дети, которые нуждаются в индивидуальном расписании: те, кто профессионально занимается спортом, музыкой и вынужден часто пропускать занятия. В обычной школе скорее всего такие ученики были бы просто не аттестованы. Но, судя по отзывам, «Обучение в диалоге» может так спланировать расписание, что ученик получит полный объем знаний без ущерба для его занятий вне школы.

«Может ли ученик видеть главное, правильно ли расставляет акценты, как формулирует основную мысль, — рассуждает директор, — некоторым долбишь, долбишь, а когда попросишь воспроизвести главное, ответа нет. Поэтому мы это тренируем».

Выделять главную информацию – вот, что важно для ученика. «Рассказали много, и для принятия решения рассказали больше, чем нужно, это — ошибка. Недостаточно информации для принятия решения, тоже ошибка, — развивает мысль Владимир Андреев, — Понимать, что есть суть, все автоматически получают с рождения. В ребенка это заложено. Но затем школа и общество убивают эту способность. Животное — и то знает, что главное. Кот – тупое существо, но ластится к хозяину потому, что «жрать надо». В нашем мышлении заложено – идти на главное. В футболе, например, у ребенка это мышление работает. А в чтении почему-то нет».

Система

Блогер Олег Макаренко так пишет про обучение в «Школе «Обучение в диалоге»: «Процесс обучения начинается утром и заканчивается в районе двух часов дня. Для «обучения в диалоге» отведена большая мансарда, на которой порядка 6-8 островков, где происходит обучение конкретному предмету. Сам островок представляет из себя учителя, окруженного партами. Каждый ученик имеет право сесть к любому понравившемуся учителю и заниматься с ним сколько хочет. На практике, конечно, не так, но в общем и целом принцип соблюдается».

У каждого ученика есть некая зачетная книжка, продолжает Олег Макаренко, где отмечены темы, которые он должен пройти по каждому предмету. При этом его никто не ограничивает ни в порядке, ни в скорости освоения: сдал и можешь ничего по этому предмету не делать. Насколько я помню, ученик все-таки должен пройти годовую программу по предмету за год, но может и три года закончить за это же время.

В школе существует формальное деление на классы, но оно не существенно, так как все находятся в одном помещении, сидят за одними партами и ходят к одним и тем же учителям. В разные дни бывают разные преподаватели.

«Из серьезных ограничений, которые ввели после моего окончания — это невозможность выйти из школы во время обучения. Так называемая «борьба с курением», — говорит Олег Макаренко.

«По сравнению с обычной школой запомнилась именно свобода учеников в выборе занятий и индивидуальность подхода», — делает вывод блогер.

Если изучить отзывы на школу в интернете, то прежде всего родители пишут о уходе страха перед школой и перед подготовкой уроков. Но есть также и отрицательные отзывы, кому-то из родителей не понравилось здание школы, кто-то считает, что оценки «натягивают».

(Как мама двух выросших школьников могу сказать, что хорошо, что есть альтернатива обычной школе, где первые классы могут показаться адом и выход видишь только один – брать репетитора, который будет делать с ребенком уроки. Или бросать работу и делать уроки самой. Моему ребенку в первом классе ставили диагноз «дисграфия», и другие диагнозы, но все кончилось, после того, как он перешел в хорошую школу с традициями, закончил ее и потом успешно поступил в университет — автор).

Экономика частных школ

В Петербурге согласно данным международной картографической компании 2ГИС 49 частных школ, среди них те, кто работает много лет, например, частные школы «Дипломат», сеть частных школ «Взмах», а также «Эврика», «Шанс», «Ювента», «Успех», «Павловская гимназия», «МИРТ», еврейская школа «Менахем» и другие.

Средняя стоимость обучения в школах, без учета питания, составляет 45-50 тысяч рублей в месяц. Годовая стоимость обучение – от 350 до 500 тысяч рублей. Таким образом, годовой объем рынка частного школьного образования оценивается экспертами примерно в 3,3 – 3,7 млрд рублей без учета дополнительных услуг и сервисов.

Многие школы получают государственную дотацию, по линии комитета по образованию, без этого им не выжить.

Расходы частных школ делятся на:

— арендную плату за помещение, (600 м2 — 200 тыс руб в мес с учетом скидки)

— коммунальные расходы, ( 10% вместе с арендной платой)

— оплату работы педагогов, охраны (80% доходов — зарплата педагогов, из них 50% — учителям и 50% — администрации: от охранника до директора)

— организацию питания школьников

— технические расходы, работа в летние месяцы и развитие школы (10%).

Дополнительно школы зарабатывают на введении дополнительных сервисов для учеников, репетиторстве и кружках по интересам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс