Материал о вывесках и требованиям к ним, определенным в постановлении правительства Петербурга №40 и № 961, вызвал множество комментариев и обсуждений. Предприниматели продолжают рассказывать случаи из своей практики, связанной с отказами в согласовании вывески. Комитет по градостроительству и архитектуре выпустил разъяснение, которое бизнес может использовать как инструкцию.
«В связи с распространением в СМИ публикаций, содержащих утверждения об ужесточении требований действующего
законодательства и необходимости размещения в составе вывески информации о профиле деятельности
организации, Комитет по градостроительству и архитектуре разъясняет.
На данный момент в Санкт-Петербурге нет отдельного обязательного требования по размещению информации о профиле
деятельности организации в составе вывески, в том числе, для сетевых организаций.
Вывески являются объектами наружной информации. Содержание вывески в силу определения должно быть максимально информативным для потребителя. Требования к вывескам установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (Правила благоустройства) и Эстетическими регламентами, утвержденными постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» (Регламент).
- В 2020 году уточнено определение вывески в части перечня размещаемой информации в указанных нормативных правовых актах. Перечень размещаемой информации приведен в соответствие с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом РФ. В последующие 2021-2024 годы изменения не вносились. Таким образом, новые требования не формулировались и не предъявлялись.
Обязательной для размещения на вывеске информацией согласно статье 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» является фирменное наименование организации, место ее нахождения (адресе) и режим ее работы. Данная информация для потребителя как правило размещается на табличке при входе, либо внутри помещения.
На фасаде здания в составе вывески в основном размещаются товарные знаки, коммерческие обозначения. Размещение
данной информации не носит обязательный характер и направлено в первую очередь на акцентирование
индивидуализации организации. Данное утверждение подтверждается пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ,
которой определено, что товарный знак есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических
лиц или индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, Указом Президента РФ от 25.01.2023 № 35 внесены изменения в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808, в соответствии с которыми защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка и противодействие излишнему использованию иностранной лексики внесены в перечень задач государственной культурной политики.
28.02.2023 внесены изменения в Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации». Применение положений Федерального закона № 53-ФЗ при проектировании вывесок является обязательным в силу пункта 2.3.5.8.4. приложения № 3 Правил благоустройства.
В соответствии с пунктом 9.4. части 1 статьи 3 Федерального закона № 53-ФЗ государственный язык Российской
Федерации подлежит обязательному использованию в информации, предназначенной для потребителей
товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона № 53-ФЗ фирменные наименования, товарные знаки, знаки
обслуживания могут размещаться в составе вывесок на иностранном языке.
При этом, учитывая вышеуказанные изменения в сфере применения русского языка, при размещении товарного знака
на иностранном языке либо абстрактного наименования в кириллическом начертании обязательно наличие в
составе вывески информации на русском языке. С учетом определения вывески это может быть информация о профиле деятельности организации или виде реализуемых товаров.
Таким образом, с 2023 года в данных случаях требуется указание в составе вывески профиля деятельности организации. В иных случаях указание профиля деятельности не требуется.
Также, Комитет по градостроительству и архитектуре обращает внимание, что в пределах исторического центра города максимальный размер букв вывесок составляет – 55 см, а в районах современной застройки – 80 см (в том числе имеется возможность превышения данного параметра на основании комплексного проекта).
Размещение вывесок идентичных по содержанию допускается на фасадах зданий, имеющих сложную и протяженную
линию на расстоянии не менее чем 25 метров друг от друга. В иных случаях размещение дублирующей информации
(например, товарного знака) не допускается. Возможно исключение дублирующей информации либо ее замена
на иную с учетом определения вывески (например, указание профиля деятельности организации). Указанные
требования действуют с 2020 года, не являются новацией.
- Напомним, что размещение объектов наружной информации на фасадах зданий в обязательном порядке требует
получения разрешения на установку в Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации и
согласования Комитетом по градостроительству. В случае если речь идет о доме памятнике – объекте культурного наследия, то согласование осуществляет Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и согласование КГА не требуется.
Разрешение выдается Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации сроком на 5 лет.
Замена вывески в период его действия при изменении требований законодательства не требуется.
Согласно пункту 14-7 Правил благоустройства до 31.12.2024 считаются действующими разрешения на объекты для
размещения информации, срок действия которых истекает после 01.01.2021.
Пресс-служба Комитета по градостроительству и архитектуре