Что происходит с товаром номер один в сетях — бананом? Будет ли дефицит и вырастут ли на него цены до 150 рублей за кило? На эти вопросы отвечают участники рынка и эксперты.
Несколько дней назад в одном популярном Telegram-канале появилось «сенсационное» сообщение о скором резком росте цен на бананы до 150 рублей за килограмм. СМИ тут же благополучно подобрали эту жареную новость и разнесли, не особо вникая в детали, пишет Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети в своем канале.
Стоит добавить, что колебания цен на бананы были замечены ретейлерами еще две недели назад. Они рассказывали о дефиците бананов, и о том, что бананы скоро «пропадут» из торговых сетей. Но сети показывали небольшое, но наличие товара на полках по ценам, которые не слишком отличались от обычных. Тем не менее, новость вырвалась в медиа-пространство.
На самом деле, периодические всплески цен на бананы бывали и раньше. Последний пример — весна 2022 года. Но потом всё вернулось на круги своя, говорит Лачугин.
«Даже сейчас цены на бананы в магазинах разных сетей могут значительно отличаться. Там, где этот продукт выступает генератором трафика, цена варьируется от 100 до 120 рублей за килограмм (а в дискаунтерах и ниже), а там, куда покупатели идут, прежде всего, за качеством (бананы тоже бывают разных марок и вкуса), ценники совершенно другие — от тех самых 150 рублей за килограмм и выше.
В магазинах эконом-сегмента и дискаунтерах бананы выступают именно генератором трафика, поэтому сильно поднимать на них цены никто не будет. Даже при увеличении оптовых цен. Ведь чувствительных к стоимости покупателей это может заставить уйти к конкурентам — люди сейчас весьма активно ищут более низкие цены. Поэтому ритейлерам проще продавать бананы даже «в ноль» или «в минус», но добирать издержки на обороте или других позициях. Это не новая практика, она работает и с другими критичными позициями довольно давно;
Ну и тот же самый канал привёл данные от поставщика бананов из Эквадора, который сообщил, что уже через месяц цены на них снизятся. Вот вам и «сенсация» из ничего».
Местные фрукты тянут цены вверх
«По мне, это сезонная спекуляции, — говорит Руслан Кисс, основатель компании Madari, которая владеет мандариновыми плантациями в Марокко и занимается импортом и экспортом фруктов в значительном объеме, — цена выросла на всю плодово-овощную импортную продукцию. Цены выросли, растут и будут расти с запасом тренда роста доллара, а точнее падения рубля, который падает не только к доллару, но и к юаню, и дирхаму и даже к киргизским и узбекским сумам и сомам.
- А что касается так называемого дефицита, то тут две стороны, этого дефицита. Первая, неожиданно усилившийся фито-санитарный контроль РСХН (не знаю причины этого обострения, но по мне, иногда рынку нужна такая встряска контроля качества), и из-за затянувшихся сроков прохождения фито-санитарного контроля, что увеличивает и сроки таможенного контроля, продавцы решили остатки на складах продавать уже с учетом складывающейся ситуации, немного увеличив цену, заложив временные издержки в стоимость и ограничив объем, чтобы не оставить свои склады совсем пустые. Вторая сторона — это неустойчивая логистика, которую постоянно ставят в неловкое положение соседи (Прибалтика, Финляндия), ну и плюс ограниченность торгового флота.
Сентябрь, это период отечественных фруктов, для бананов не самое время, но высокая цена на яблоки, глуши, сливу и т.д. отечественных производителей все равно держат банан в хитах».
«Наверно, так и есть, — соглашаются представители ретейла. — Банан — товар номер один в рейтинге продаж сетей. Когда его нет на полке, это очень негативно сказывается на имидже. Не знаю, как выкручиваются дискаунтеры, но они продают бананов очень много и, возможно, в глубокий минус».