Торговля традиционными цитрусовыми к Новому году — особенно, мандаринами, набирает обороты. Как изменилась география поставок цитрусовых после пандемии и затем в условиях санкций, какие проблемы влияют на их ценообразование. Также интересно, что в Петербурге есть предприниматели, которые владеют плантациями мандаринов в Марокко и стоят прямо у истоков урожая.
В Петербурге за минувший год значительно выросли цены на популярные перед Новым годом цитрусы. Так, если год назад мандарины стоили в магазинах города 150-170 рублей и отдельные сорта — 250 рублей за килограмм, то в этом году средние розничные цены выросли до 250 рублей (отдельные сорта подорожали до 450 рублей). Некоторые из них наблюдают снижение продаж мандаринов на 10-15% по отношению к прошлому году и сужение ассортимента, пишет РБК Петербург.
По словам экспертов, на ценах сказались неурожай и уход из страны трёх мировых лидеров морских контейнерных перевозок. Доля швейцарской Mediterranean Shipping Company (MSC), датской Maersk и французской CMA CGM (объявили этой весной о прекращении приема новых заказов на доставку грузов в Россию) в поставках фруктов в РФ совокупно превышала 50%.
Почём мандарины?
«Средняя оптовая цена в РФ — 150-160 рублей за килограмм мандаринов, турецкие — подешевле, марокканские — подороже, — комментирует ситуацию с ценами петербургский предприниматель Руслан Кисс, основатель компании Madari, которая владеет мандариновыми плантациями в Марокко и собирает ежегодно 470 тысяч тонн мандаринов ( в РФ экспортируют 30% урожая, а всего Россия получает в сезон примерно 200 тысяч тонн мандарин). — Китайские, мелкие с листьями — самые дорогие из этих фруктов. Они самого мелкого калибра и пользуются спросом в России. Это наш феномен — Европа ест крупный калибр».
Средняя розничная цена в течение сезона за килограмм в Петербурге будет составлять 250-260 рублей (диапазон — от 150 рублей до 410 рублей за отдельные сорта), говорят поставщики. Что касается апельсинов, то их поставляют больше стран, у них нет выраженной сезонности, и они тоже подорожают, но не так существенно, отмечает Руслан Кисс.
Неурожай и логистика
Предприниматель рассказывает, что импорт фруктов вообще (и цитрусовых, в частности) в этом году сталкивается с двумя серьезными проблемами. «Первая — это нарушение традиционной логистики в период пандемии и санкций. Крупнейшие мировые перевозчики отказались от перевозок в Россию, поэтому средняя стоимость фрахта выросла в два раза, что, конечно, повлияло на цены продукции», — говорит Руслан Кисс.
Вторая проблема — плохой урожай цитрусовых по всему миру в этом году, и особенно — мандаринов. Мандарины попадают в Россию из Египта, Турции, Марокко, Пакистана и небольшие поставки идут из Абхазии. «Мы это видим, например, по мандаринам сорта «клементин» — они уже пошли, но на рынок из-за плохого урожая их будет поставлено в два раза меньше, чем обычно», — поясняет Кисс.
О проблемах перенастройки логистических коридоров говорит и Герман Раскин, основатель логистической платформы «Логинет»: «В этом году много мандаринов из Турции, эта страна держит низкую цену; в то же время у самого традиционного поставщика, Марокко, пока прерывистые поставки».
«Из крупнейших пяти морских линий две отказались работать с Россией, и пропускные возможности от этого не увеличились, — отмечает собеседник РБК Петербург. — Идет удлинение сроков поставки, и увеличиваются сроки хранения. Из этого последует увеличение цены. Импортозамещения у производства цитрусовых нет, поэтому глобально — ассортимент будет сужаться. По сортам — разнообразия будет меньше. Возить будут самые ходовые сорта», — прогнозирует эксперт.
Оптовики и розница
При этом за сокращением ассортимента не последует дефицит фруктов, уверены игроки рынка. «Осенне-зимние» мандарины уже добрались до полок оптовых овощебаз и фермерских ярмарок. Павел Краев, генеральный директор ООО «Центр фермерской торговли «Озерки» на Выборгском шоссе, рассказал РБК Петербург, что для цитрусовых начался сезон, это ощущается на ярмарке, которая является как оптовым, так и розничным продавцом. «Сейчас входим в пик самой дешевой цены по цитрусовым, — говорит Павел Краев. — Даже те, которые подорожали к сезону, начнут дешеветь в январе и феврале», — уверен предприниматель. Причем он не заметил падения спроса. «Народ соскучился, их берут, — говорит генеральный директор о марокканских мандаринах. — Вторые страны по объему поставок — Египет и Турция. Абхазских пока нет, но будут, возможно, позже».
На Софийской овощебазе рассказали, что большая часть прибывших мандаринов на базе — марокканские, но есть также турецкие и абхазские. Из Турции сейчас везут от 3 до 6 сортов цитрусовых. Из дальних стран-поставщиков фруктов в Петербург называют ЮАР, откуда поставки заметно выросли за последний год.
Нет дефицита и в торговых сетях. «Мы не испытываем сложностей с поставками мандарина из разных стран, включая Марокко и Турцию. Необходимые объемы цитрусовых уже поступили в магазины сети. В этом году мы увеличили объём закупок мандарин по сравнению с прошлым годом», — отмечают в сети гипермаркетов «Лента». При этом данные по закупкам в компании не раскрывают.
В целом продажи цитрусовых будут также зависеть от того, как «народ отгуляет праздники», отмечают эксперты, останутся ли у покупателей деньги на регулярную покупку фруктов в январе-феврале. Поэтому итоги цитрусовой торговле подведет весна.
Обзор розничных цен на мандарины от Руслана Кисса:
— Китайские (мелкие, они их продают под «беби») 300-350, но тут все зависит от розницы, сети их не берут, если только Азбука вкуса, дорогие. На рынках и овощных лавках в пик (перед НГ) до 380 доходили.
— Турция — 80 — 150 (от сорта и упаковки).
— Пакистан 60 — 120 (тоже сорт и производитель зависит).
— Абазия — в нашем округе их нет, под брендом Абхазия продаётся Турция, Иран, Пакистан
— Остатки (перехлест сезонный) еще есть в ноябре в продаже. В прошлом году было 180-250, а в этом 300-350