Число ювелирных компаний сократилось на 35%

На одном из совещаний Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос с решением вопроса по торговле серебром с тем, чтобы вернуть этому виду торговли специальные режимы налогообложения. Сроки исполнения поручения президента все вышли и малая ювелирная торговля публично заявляет об этом: поручение президента не выполнено, а отрасль покинуло 35% всех предприятий.

На пресс-конференции, посвященной малому ювелирному бизнесу

Во всяком случае, об этом ничего не известно. Скандально известный закон, который перевел малые ювелирные компании (ФЗ № 47) и ИП на основную систему налогообложения вступил в силу с 1 января 2023 года, и уже, по данным Ассоциации малого ювелирного бизнеса рынок покинуло или ушло в тень 35% малых предприятий или 7 тысяч предпринимателей. Майское поручение президента дало слабые надежды бизнесу, но пока они не оправдались.

Об этом, а также обо всех своих проблемах «Ассоциация малого ювелирного бизнеса» рассказала на пресс-конференции в медиацентре «Марсово поле».

26 мая 2023 года Владимир Путин в присутствии министра финансов Антона Силуанова, министра экономического развития Максима Решетникова и первого вице-премьера Андрея Белоусова дал поручение разобраться с налогами в сфере торговли серебром. «Я думаю, что при понимании того, что порядок соответствующий нужно наводить, согласен, но я бы снял эти ограничения, которые здесь введены, и прошу коллег подумать над этим», — сказал Владимир Путин о переходе ювелиров на ОСНО. Срок исполнения поручения был 1 августа.

  • К этому моменту и после него ювелирное сообщество Петербурга и России написало множество обращений в органы власти — Госдуму и правительство, министерства и ведомства, президенту Владимиру Путину и спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, пытаясь объяснить, что малые компании, которых 17 тысяч, просто не выживут, пытаясь работать на основной системе налогообложения и уплачивая НДС.
  • «Серебро дешевле золота в 85 раз, — отметила Анна Романовская, председатель правления «Ассоциации малого ювелирного бизнеса», —  И когда мы говорим о ценности ювелирного изделия из серебра, то стоимость самого металла составляет 10, 15, максимум 20%. Все остальное – это услуги мастера, производства, торговли. И получается, что то, что не должно облагаться НДС, им облагается», — разъяснила она. Поэтому малый бизнес предложил снять НДС хотя бы с серебра.

Ведь сам закон, ущемляющий права целого сектора малого бизнеса, возник, как считают в сообществе, на основе ложного представления власти о том, что разрешив населению покупать инвестиционные золотые слитки, металл без НДС потечет в отрасль. И возникнут те самые неравные условия, которыми озаботились депутаты, принимая ФЗ № 47, которые одним из своих пунктов перевел малых ювелиров на ОСНО. И тогда государство соберет НДС с малого бизнеса и восполнит выпадающие доходы (отсутствие НДС от продажи слитков).

В основном, ювелиры, обращаясь в органы власти в течение полутора лет, получали отписки или вовсе не получали ответов. Законодательное собрание Петербурга выступило с инициативой, рассказала Ирина Иванова, депутат ЗакСа, о попытке поддержать ювелиров. «Зачем у нас существует закон о малом бизнесе, — спрашивает Ирина Иванова, — если при этом одновременно законодательно ухудшают положение большинства малых компаний в отрасли». В Петербурге поступления от УСН (упрощенной системы налогообложения) упали на 3,5 млрд рублей, в этом есть и доля ювелирного бизнеса, который закрыл свои предприятия или ушел в интернет (фактически, в тень, считают представители сектора).

«Малый ювелирный бизнес создает изделия высокой художественной ценности, — рассказала Анна Романовская, — высокого качества, а не тонны ювелирной фольги, которая сейчас присутствует на прилавках и ее даже в ремонт не берут». А ювелиры тем временем, видя, что закон не меняется, и условия работы только ухудшаются, уезжают в другие страны: Узбекистан, Грузию, Казахстан.

Также предприниматели сектора обращали внимание на то, что ждут также серьезного послабления по 145-ой статье Налогового Кодекса: в статье говорится, что если предприятие укладывается в оборот 2 млн, то освобождается от НДС — но это имеет смысл только для ювелиров, а не для всего малого бизнеса. «Этот порог в 2 млн надо увеличить, — считает Анна Романовская, — эта норма не менялась с 2005 года и с тех пор сырье и материалы, а также электричество и прочее, подорожало в несколько раз. Если бы порог изменили, это был бы огромный выдох для отрасли и люди бы начали работать. Эта мера облегчит работу малого бизнеса».

Сергей Куколевский, сопредседатель «Ассоциации малого ювелирного бизнеса» обратил внимание, что отрасль пережила пандемию ковида без копейки государственной помощи и сейчас вправе рассчитывать на то, чтобы к ее обращениям отнеслись с уважением. Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу» остановилась на том, что 80% в отрасли занято женщин, это ювелиры, дизайнеры, продавцы. «И новые Фаберже на основной системе налогообложения, с непомерными налогами не появятся, — сказала Янина Гришина, — условий для этого нет. Петербург и Якутия выступили с инициативой улучшения условия ведения ювелирного бизнеса, но их не приняли». Ювелир не пойдет выращивать овощи, а останется ювелиром, считает руководитель «Содействия», — просто появится больше стимулов перейти в тень».

  • Ювелиры также поднимали болезненную для них тему маркировки изделий. С советских времен на изделия ставятся клейма Пробирной палаты и с недавних пор сведения об изделиях вносятся в систему ГИИС ДМДК, которая периодически не работает, что тормозит работу предприятий и наносит им ущерб.
  • Но грядет и третья маркировка для ювелирных изделий — там самая маркировка, которую уже пережила с 2021 года легка промышленность и торговля, и многие другие отрасли. Но куда наносить Data matrix коды на крошечные изделия и как наносить, чтобы не повредить им, ювелирное сообщество не понимает. Тем более, что ставить коды будут не они сами и не торговля, а специальное ведомство, возможности которого чисто технически ограничены, а за хранение ювелирных изделий без кодов предприятиям будет полагаться штраф 300 тысяч.
Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс