78RS0005-01-2023-006881-51
Дело № 2-617/2024 14 февраля 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калининский районный суд города Санкт-Петербург в составе:
Председательствующего судьи Сафронова Д.С.,
При секретаре Гулиевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Общественный и потребительский контроль» к индивидуальному предпринимателю Панченко С. М. об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургская общественная организация по защите прав потребителей «Общественный потребительский надзор» обратилась в Калининский районный суд города Санкт-Петербурга с вышеуказанным иском в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Панченко С.М., указав, что по жалобе от потребителя на основании распоряжения № от 15 мая 2023 года членами истца были осуществлены мероприятия общественного контроля торгового объекта <данные изъяты> индивидуального предпринимателя Панченко С.М., расположенного в секции № торгового комплекса <данные изъяты> по <адрес>, на предмет соблюдения прав потребителей.
16 мая 2023 года в ходе проведения мероприятий общественного контроля установлено, что в торговом объекте ответчик осуществляет реализацию товаров легкой промышленности, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации, а именно несоответствие маркировки на реализуемой одежде.
Документы, подтверждающие качество и безопасность продукции (декларации о соответствии, сертификаты о соответствии), ответчиком не представлены.
По результатам проверки составлен акт № с приложением фото и видеоматериала, получен кассовый чек.
Акт общественной проверки составлен в присутствии ответчика, который акт подписал, от дачи объяснений отказался.
Ответчик вводит потребителей в заблуждение, осуществляет незаконное предпринимательство, направленное на систематическое получение дохода от продажи контрафактного товара.
На основании изложенного истец просит признать действия ответчика противоправными в части реализации неопределенному кругу лиц товаров легкой промышленности без маркировки в торговом объекте <данные изъяты> расположенном в секции № торгового комплекса <данные изъяты> по <адрес>; прекратить противоправные действия путем обязания ответчика изъять из оборота и уничтожить за свой счет без компенсации контрафактную продукцию: пальто женское, цвет серый <данные изъяты> стоимостью 9 300 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 10 500 рублей (4 шт.); пальто женское, цвет бежевый<данные изъяты> стоимостью 10 500 рублей (4 шт.); пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> стоимостью 9 800 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет бронзовый <данные изъяты> стоимостью 8 900 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет желтый <данные изъяты> стоимостью 11 800 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 9 300 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет черный <данные изъяты> стоимостью 11 800 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 10 500 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> стоимостью 9 300 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет желтый <данные изъяты> стоимостью 7 300 рублей (7 шт.); куртка женская, цвет фиолетовый <данные изъяты> стоимостью 7 900 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет коричневый <данные изъяты> стоимостью 7 900 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 8 300 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 7 900 рублей (5 шт.); куртка женская, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 7 900 рублей (5 шт.); куртка женская, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 8 900 рублей (4 шт.); пальто женское, цвет черный <данные изъяты> стоимостью 10 300 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 9 300 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет коричневый <данные изъяты> стоимостью 5 900 рублей (5 шт.); ветровка женская, цвет серый <данные изъяты> стоимостью 6 900 рублей (6 шт.); ветровка женская, цвет серый <данные изъяты> стоимостью 5 500 рублей (5 шт.); ветровка женская, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 6 900 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет коричневый <данные изъяты> стоимостью 6 900 рублей (7 шт.); ветровка женская, цвет темно-синий <данные изъяты> стоимостью 5 900 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 6 900 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет темно-синий <данные изъяты> стоимостью 9 800 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 8 900 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет черный <данные изъяты> стоимостью 8 900 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> стоимостью 10 500 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет темно-зеленый <данные изъяты> стоимостью 9 800 рублей (5 шт.), исключив возможность последующего восстановления первоначальных потребительских свойств товаров, в присутствии представителя истца в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу; присудить в пользу истца денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере 3 000 рублей за каждый день неисполнения решения по истечении 10 дней после вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу довести до сведений потребителей резолютивную часть настоящего решения путем его опубликования в средствах массовой информации, а именно в официальном печатном издании города Санкт-Петербурга.
В ходе судебного разбирательства истец изменил наименование на Межрегиональную общественную организацию по защите прав потребителей «Общественный и потребительских контроль» (сокращенное наименование – МОО «Обпотребконтроль»), о чем 3 ноября 2023 года внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (л.д.170).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кириенко А.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Панченко С.М., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрении дела извещалась надлежащим образом, реализовала право на участие в судебном заседании через своих представителей.
Представители ответчика по доверенностям Никифорова А.А. и Панченко С.М., иск не признали, поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях на иск. Из письменных возражений следует, что в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года №1956 на территории Российской Федерации ввод и оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 января 2021 года. В акте проведения проверки № от 16 мая 2023 года указано, что на продукции, перечисленной в приложении к акту, отсутствует маркировка коды <данные изъяты> и продукция не прошла проверку в официальном приложении <данные изъяты> что не соответствует действительности. Весть товар, реализуемый ответчиком, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, зарегистрирован в установленном порядке, на товаре имеется обязательная маркировка изделия. Требований, замечаний, претензий от системы <данные изъяты> с 2021 года ответчику не поступало. В связи с чем, ответчик полагает, что нарушений требований законодательства и нарушений прав потребителей с его стороны не имеется. Кроме того, из представленного приложения к акту (описи товара) невозможно идентифицировать товарные изделия, т.к. в акте отсутствуют фабричные артикулы изделий. Количество товара, указанное в акте, противоречит товарной накладной, в соответствии с которой, остатки товара на момент проверки составляли иное количество; не указано, что именно этот товар принадлежит ИП Панченко С.М.; товары, указанные в приложении к акту проверки, не соответствуют приложенным фотоматериалам; не указано, каким именно прибором считывания проводилась проверка регистрации товаров в системе <данные изъяты> прошел ли этот прибор сертификацию и проверку, погрешность измерения, электронное приложение, через которое проводилась проверка. Отсутствие в акте указанные сведений ставит под сомнение результаты проверки. Ответчик полагает, что противоправность его действий в установленном законом порядке не установлена, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении требований.
Выслушав представителя истца Кириенко А.Ю., представителей ответчика Никифорову А.А. и Панченко С.М., изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей») общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе в том числе, обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуги), продавец (изготовитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 3 указанной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 №1956 утверждены Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 №1956, Правила маркировки товаров).
Согласно подпункту «д» пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации участники оборота товаров легкой промышленности в соответствии с утвержденными данным постановлением правилами с 1 января 2021 года вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке товаров легкой промышленности, а также о вводе товаров легкой промышленности в оборот, их обороте и выводе из оборота (коды 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и коды 4203 10 000, 6106, 6201, 6202 и 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза). При этом в случае, если участники оборота товаров легкой промышленности наносят средства идентификации на потребительскую упаковку, или на товары легкой промышленности, или ярлык, или этикетку начиная с даты вступления в силу данного постановления, то с указанной даты они вправе представлять сведения о нанесении средств идентификации в информационную систему мониторинга.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 №1956 определено, что нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары легкой промышленности, или ярлык, или этикетку товаров легкой промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации или произведенных на территории Российской Федерации с 1 января 2021 года, в соответствии с Правилами, утвержденными данным постановлением, является обязательным.
На территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 января 2021 года, за исключением случаев, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 данного постановления (пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 №1956).
При наличии по состоянию на 1 января 2021 года нереализованных товаров легкой промышленности, введенных в оборот до 1 января 2021 года, в срок до 1 февраля 2021 года осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением (подпункт «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 №1956).
До 01 февраля 2021 года допускается выпуск таможенными органами в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления немаркированных товаров легкой промышленности, указанных в пп. «ж» пункта 2 названного постановления.
При этом до 1 мая 2021 года участники оборота товаров легкой промышленности вправе осуществлять хранение и транспортировку находившихся у них во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении товаров легкой промышленности по состоянию на 1 января 2021 года (остатков товаров) и осуществлять их маркировку средствами идентификации в целях последующей реализации (продажи) при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 54 (1) Правил, утвержденных настоящим постановлением.
Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 №792-р (далее — Перечень).
Так, согласно пункту 6 Перечня обязательной маркировке подлежат: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек (код 14.13.31 ОКПД 2).
Таким образом, обязательной маркировке подлежат пальто, куртки, ветровки женские.
В силу пункта 29 Правил маркировки товаров средство идентификации наносится в виде двухмерного штрихового кода в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 160222008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года №509-ст.
Пунктом 46 названных Правил установлено, что средство идентификации наносится на товар, или на потребительскую упаковку, или этикетку, или ярлык методом, не допускающим отделения средства идентификации.
В случае отсутствия средств идентификации на товаре и (или) отсутствия в информационной системе маркировки сведений о нанесении средств идентификации со дня вступления в силу соответствующих требований товар признается немаркированным. (Письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 декабря 2020 года №ЕВ-101154/28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 №876 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (далее — Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТС 017/2011), который устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
Исходя из статьи Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТС 017/2011 продукция легкой промышленности выпускается в обращение на рынке государств — членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов ТС.
В силу статьи 9 Технического регламента ТС «О безопасности продукции легкой промышленности» ТС 017/2011 маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ТС; дату изготовления.
В соответствии со статьей 12 указанного регламента, Единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ТС наносится на каждую единицу продукции легкой промышленности или товарный ярлык единицы продукции.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из представленных материалов следует, что по жалобе потребителя ФИО1 (л.д.19) членами Санкт-Петербургской общественной организации по защите прав потребителей «Общественный потребительский надзор», на основании распоряжения № от 15 мая 2023 года, в торговом отделе <данные изъяты> расположенном в секции № торгового комплекса <данные изъяты> по <адрес>, где осуществляет свою деятельность ИП Панченко С.М 16 мая 2023 года в 16 часов 00 минут проведена проверка, в ходе которой выявлено нахождение в продаже товаров легкой промышленности – одежды (пальто, куртки, куртки-ветровки), без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а именно:
— пальто женское, цвет серый <данные изъяты> цена 9 300 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет белый <данные изъяты> цена 10 500 рублей (4 шт.);
— пальто женское, цвет бежевый<данные изъяты> цена 10 500 рублей (4 шт.);
— пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> цена 9 800 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет бронзовый <данные изъяты> цена 8 900 рублей (5 шт.);
— пальто женское, цвет желтый <данные изъяты> цена 11 800 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет белый <данные изъяты> цена 9 300 рублей (5 шт.);
— пальто женское, цвет черный <данные изъяты> цена 11 800 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> цена 10 500 рублей (5 шт.);
— пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> цена 9 300 рублей (6 шт.);
— куртка женская, цвет желтый <данные изъяты> цена 7 300 рублей (7 шт.);
— куртка женская, цвет фиолетовый <данные изъяты> цена 7 900 рублей (6 шт.);
— куртка женская, цвет коричневый <данные изъяты> цена 7 900 рублей (6 шт.);
— куртка женская, цвет белый <данные изъяты> цена 8 300 рублей (6 шт.);
— куртка женская, цвет белый <данные изъяты> цена 7 900 рублей (5 шт.);
— куртка женская, цвет зеленый <данные изъяты> цена 7 900 рублей (5 шт.);
— куртка женская, цвет зеленый <данные изъяты> цена 8 900 рублей (4 шт.);
— пальто женское, цвет черный <данные изъяты> цена 10 300 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> цена 9 300 рублей (6 шт.);
— куртка женская, цвет коричневый <данные изъяты> цена 5 900 рублей (5 шт.);
— ветровка женская, цвет серый <данные изъяты> цена 6 900 рублей (6 шт.);
— ветровка женская, цвет серый <данные изъяты> цена 5 500 рублей (5 шт.);
— ветровка женская, цвет зеленый <данные изъяты> цена 6 900 рублей (5 шт.);
— пальто женское, цвет коричневый <данные изъяты> цена 6 900 рублей (7 шт.);
— ветровка женская, цвет темно-синий <данные изъяты> цена 5 900 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет белый <данные изъяты> цена 6 900 рублей (5 шт.);
— пальто женское, цвет темно-синий <данные изъяты> цена 9 800 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> цена 8 900 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет черный <данные изъяты> цена 8 900 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> цена 10 500 рублей (6 шт.);
— пальто женское, цвет темно-зеленый <данные изъяты> цена 9 800 рублей (5 шт.).
Перечисленные немаркированные товары легкой промышленности допущены к продаже путем размещения в торговом зале на стойках, являлись доступными для осмотра и приобретения потребителями, имели оформленные ценники, т.е. содержали все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Проверка проведена в присутствии сотрудника торгового объекта ФИО2, которая в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, является законным представителем ответчика.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № от 16 мая 2023 года с приложением к нему фото и видео материала (л.д.21-36).
Имеющиеся фото и видео материалы подтверждают нахождение товара в свободной продаже, доступ потребителей к этому товару не ограничивался, они имели возможность осматривать товар.
Таким образом, установлено, что спорный товар без обязательной маркировки специальными средствами идентификации, был допущен ответчиком к реализации в торговом зале путем предложения неопределенному кругу потребителей, был доступен для осмотра, имел оформленные ценники.
Происхождение вышеперечисленных товаров неизвестно, сопроводительных документов на указанный товар, а также информацию о том, какие именно товары легкой промышленности были зарегистрированы в информационной системе мониторинга <данные изъяты> в соответствии с требованиями, указанными в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 №1956, ответчик в ходе проверки не представил.
Как указывает истец, ответчик вводит потребителей в заблуждение, осуществляет незаконное предпринимательство, направленного на систематическое получение дохода от продажи контрафактного товара.
Представленные ответчиком в подтверждение своей правовой позиции: товарная накладная б/н от 15 мая 2023 года, ответ на обращение ответчика № от 4 октября 2023 года, полученный через личный кабинет приложения Национальная цифровая система маркировки <данные изъяты> об отсутствии нарушений, фотографии ценника и чек продажи от 18 сентября 2023 года, вышеуказанных обстоятельств не опровергают, поскольку из данных доказательств невозможно определить, какие именно товары легкой промышленности были перемаркированы, приняты и выведены из оборота ввиду отсутствия какой-либо информации о товарах.
Довод ответчика о том, что спорный товар был приобретен до 1 января 2021 года, введен в оборот как остатки товара, о чем свидетельствует договор поставки товаров № от 1 октября 2019 года, счет на оплату № от 24 октября 2019 года, заказ клиента № от 24 октября 2019 года, заказ клиента № от 5 марта 2020 года с указанием наименования и перечня товаров, товарная накладная от 28 декабря 2020 года (л.д.186-193), на выводы суда не влияет, поскольку не освобождает ответчика от обязанности в срок до 1 февраля 2021 года осуществить маркировку товаров легкой промышленности и представить сведения о маркировке таких товаров в информационную систему маркировки.
Оснований для оценки заявления ФИО2, удостоверенного нотариально, у суда не имеется, поскольку в силу статей 60, 70 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, показания свидетеля являются допустимым доказательством тогда, когда свидетель непосредственно опрошен судом. В судебном заседании свидетель ФИО2 не допрашивалась.
При таких обстоятельствах, факт продажи товаров без соответствующей маркировки нашел свое подтверждение в материалах дела и какими-либо допустимыми доказательствами данное обстоятельство не опровергнуто.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что действия ответчика являются противоправными в отношении неопределенного круга потребителей в части продажи товаров легкой промышленности без маркировки, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, создают угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей в связи с чем, требования истца о признании действий ответчика противоправными, возложении обязанности прекратить противоправные действия и изъять из оборота спорные товары, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Правовых оснований для уничтожения спорного товара суд не находит.
Согласно статье 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования об обязании ответчика довести до сведения потребителей решение суда по данному делу в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса).
По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
При этом в соответствии с пунктом 30 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Таким образом, целью судебной неустойки является побудить к исполнению гражданско-правовой обязанности, уже доказанной и всесторонне исследованной судом, а также признанной к исполнению.
В этой связи судебная неустойка не может рассматриваться как какой-либо способ по обеспечению обязательства. Судебная неустойка не может быть присуждена в случаях, когда это предусмотрено законом или договором либо вытекает из существа обязательства, а также в случае объективной невозможности исполнения самого обязательства. При этом, если должник не хочет исполнить решение суда по своей воле, то кредитор имеет право исполнить такое решение своими силами с возложением на должника расходов по исполнению обязательства (статьи 309.2, 396 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд, действуя в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства, соблюдения их гарантированных прав и требований справедливости, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о взыскании судебной неустойки, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, поскольку судебная неустойка определяется исходя из степени сопротивления должника в исполнение гражданско-правового обязательства, и, соответственно, присуждается в целях преодоления имеющегося сопротивления и побуждения к исполнению.
Как следует из материалов дела, между сторонами отсутствуют гражданско-правовые обязательства, истцом заявлены требования к ответчику о признании действий незаконными и прекращении противоправных действий, при этом указывалось на нарушение прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания судебной неустойки не имеется.
Учитывая изложенное, заявленные МОО «Обпотребконтроль» требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Общественный и потребительский контроль», – удовлетворить частично.
Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Панченко С. М., ИНН №, ОГРИП №, по реализации продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в торговом объекте <данные изъяты> расположенном в секции 223 торгового комплекса <данные изъяты> по <адрес>;
— обязать индивидуального предпринимателя Панченко С. М., ИНН №, ОГРИП №, прекратить реализацию в торговом объекте <данные изъяты> расположенном в секции № торгового комплекса <данные изъяты> по <адрес> следующей продукции без маркировки: пальто женское, цвет серый <данные изъяты> стоимостью 9 300 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 10 500 рублей (4 шт.); пальто женское, цвет бежевый<данные изъяты> стоимостью 10 500 рублей (4 шт.); пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> стоимостью 9 800 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет бронзовый <данные изъяты> стоимостью 8 900 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет желтый <данные изъяты> стоимостью 11 800 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 9 300 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет черный <данные изъяты> стоимостью 11 800 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 10 500 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> стоимостью 9 300 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет желтый <данные изъяты> стоимостью 7 300 рублей (7 шт.); куртка женская, цвет фиолетовый <данные изъяты> стоимостью 7 900 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет коричневый <данные изъяты> стоимостью 7 900 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 8 300 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 7 900 рублей (5 шт.); куртка женская, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 7 900 рублей (5 шт.); куртка женская, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 8 900 рублей (4 шт.); пальто женское, цвет черный <данные изъяты> стоимостью 10 300 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 9 300 рублей (6 шт.); куртка женская, цвет коричневый <данные изъяты> стоимостью 5 900 рублей (5 шт.); ветровка женская, цвет серый <данные изъяты> стоимостью 6 900 рублей (6 шт.); ветровка женская, цвет серый <данные изъяты> стоимостью 5 500 рублей (5 шт.); ветровка женская, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 6 900 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет коричневый <данные изъяты> стоимостью 6 900 рублей (7 шт.); ветровка женская, цвет темно-синий <данные изъяты> стоимостью 5 900 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет белый <данные изъяты> стоимостью 6 900 рублей (5 шт.); пальто женское, цвет темно-синий <данные изъяты> стоимостью 9 800 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет зеленый <данные изъяты> стоимостью 8 900 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет черный <данные изъяты> стоимостью 8 900 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет голубой <данные изъяты> стоимостью 10 500 рублей (6 шт.); пальто женское, цвет темно-зеленый <данные изъяты> стоимостью 9 800 рублей (5 шт.).
Обязать индивидуального предпринимателя Панченко С. М., ИНН №, ОГРИП №, довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований, — отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Панченко С. М., ИНН №, ОГРИП №, в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение одного месяца в апелляционном порядке.
Судья Сафронов Д.С.
Решение изготовлено в окончательной форме 19.02.2024 года.