С 1 июля в России вводится обязательная маркировка бакалеи и специй. Это далеко не первая отрасль, вступившая в процесс маркировки – тем не менее, есть основания полагать, что она, во многих отношениях, «особый случай». Крупные предприятия считают, что в сегодняшнем виде процесс маркировки можно изменить так, чтобы он не наносил ущерб производству — ввести дифференциорованные цены на марки в зависимости от вида продукции.

В 2025 году специи, а также бакалейная продукция подлежат маркировке «Честный знак».
Маркировка бакалеи и специй вводится с 1 июля 2025 года. Игроки рынка специй — производители, а также оптовики, дистрибьюторы и розничные продавцы, полагают, что процесс будет отличаться от других групп товаров. Причина — в том, что это включает мелкоштучную дешевую продукцию и это потребует либо серьезной перестройки вплоть до замены оборудования, либо введения ручного труда, на который не готовы перейти производители из компаний высокой степени автоматизации. По всей видимости в связи с масштабной перестройкой их могут ждать убытки и обратный путь к ручному труду.
Как отрасль готовится к маркировке
Предприятия отрасли готовятся к проведению маркировки, которая начнется с 1 июля 2025 года. Так как продукция предприятий отрасли — это мелкоштучный дешевый товар, то их в больше степени волнует экономика процесса: одно дело, когда 60 копеек (стоимость марки «Честный знак» с НДС) учитывается в стоимости шубы или духов, другое дело — в стоимости пакетика специй или каши за 10 рублей.

«Когда в 2021 году ввели обязательную маркировку молочной продукции, это подавалось как шаг к повышению прозрачности рынка и исключению фальсификата. Однако, как писали «Известия», спустя четыре года у 14 российских производителей молока, сыра и масла в результате проверки общественного совета Роспотребнадзора обнаружили фальсификат — при этом маркировка была нанесена безупречно. Это наглядно демонстрирует: маркировка не является барьером для недобросовестных игроков. Таких примеров немало, и маркировка явно не решает заявленную проблему», — говорит Валерий Лашуков, председатель совета директоров АО «Пищевой комбинат Вологодский» (в холдинг входит несколько предприятий бакалейной группы, которые выпускают 100 млн. единиц продукции в год).
- «В бакалейной отрасли ситуация аналогичная. На упаковке нашей продукции уже указана вся необходимая информация: название товара, производитель, дата изготовления, состав и срок годности. Система «Честный знак» лишь дублирует эти данные в виде цифрового кода (DataMatrix), который покупатель может считать при помощи специального мобильного приложения. При этом обязательная маркировка существенно увеличивает затраты производителей, абсолютно несоразмерно реальному эффекту для потребителей», — продолжает председатель совета директоров.
Экономика маркировки: цена на кашу vs. цена на телевизор
Валерий Лашуков предлагает использовать дифференцированную, а не одинаковую для всех товаров стоимость маркировки.
«Говоря об увеличении стоимости товаров, представители НИФИ Минфина РФ заявляют, что маркировка «Честный знак» добавляет не более 1% к цене продукции. Но давайте разберёмся в деталях: код маркировки стоит 60 копеек (с НДС). Если прибавить эти 60 копеек к телевизору за 50 тысяч рублей — разницы никто не заметит. Если к шинам за 10 тысяч — тоже. А если к пакетику каши за 6 рублей? Себестоимость вырастает на 10% и более. Это уже не просто небольшое удорожание, а фактор, который делает продукцию неконкурентоспособной», — рассказывают в «Вологодском пищевике».
«Опираясь на данные, мы делаем выводы о реальной нагрузке, — продолжает Валерий Лашуков. — На Вологодском комбинате маркировку единицы продукции оценивают как минимум в 1 рубль — это цена марки с НДС со стоимостью нанесения кода на упаковку, расходы на автоматизацию процесса маркировки и наем дополнительного персонала».
- В 2023 году пищевой комбинат «Вологодский» выпустил 48 млн единиц продукции. Маркировка всех их обошлась бы в 48 млн рублей (6% годовой выручки), что в 1,5 раза выше чистой прибыли предприятия (32 млн. рублей) за 2023 год и в 5 раз превышает сумму налога на прибыль (9 млн рублей), говорят в компании. То есть, система маркировки в её текущем виде для производителей недорогой продукции грозит стать фатальной финансовой нагрузкой, что ставит под угрозу их существование и дальнейшее развитие.
«Все наши предприятия выпускают около 100 млн упаковок в год, и дополнительная нагрузка на бизнес будет колоссальной. Мы обращались в Минэкономразвития, Минпромторг, ФАС, Госдуму, «Деловую Россию» с предложением ввести дифференцированную стоимость маркировки в зависимости от цены товара. Однако все ответы были формальными. Представители «Честного знака» отвечали, что переделывать систему сложно и затратно. Но возникает закономерный вопрос: почему ради маркировки бизнес должен нести миллиардные убытки и рисковать своим существованием?
Кроме того, маркировка требует технических доработок. Представители «Честного знака» на одном из наших заводов предложили заменить упаковку на матовую — чтобы исключить брак при считывании кода DataMatrix на кассах. Такая доработка упаковки повысит себестоимость ещё на 20%. А переоснащение скоростного оборудования обойдётся в 20–30 млн рублей», — рассказывает председатель совета директоров.
«Маркировка изначально задумывалась как инструмент защиты потребителей, но на практике стала дополнительным налогом для российского производителя. Главный вопрос теперь в том, сколько российских предприятий выживут под этой нагрузкой», — задается вопросом он.
Малый бизнес в этой теме солидарен с крупным и ищет альтернативные пути работы.
Как рассказывает ИП Ксения Коротченко, которая продает специи для петербургских ресторанов мелким оптом, сейчас оптовики, чтобы не участвовать в маркировке, которую они попросту не осилят, так как у них нет необходимого штата, а привлекать помощников — очень накладно, просто перестанут работать с розницей, так как туда нужно передавать маркированный товар в потребительской упаковке. А товаром без потребительской упаковки можно торговать как прежде — без маркировки. Розница может стать «производителем», чтобы упаковывать свой товар или будет вынуждена продавать неупакованный товар россыпью (например, в контейнеры или пакетики по весу).
У крупнейших производителей специй свои проблемы. Это прежде всего сам производственный процесс и возможная замена дорогостоящего оборудования, рассказывали ранее в АО Компания «Проксима» — владельца бренда «Приправыч».
Большая заинтересованность
Оператор маркировки «Честный знак» между тем указывает на успешные результаты проведенного эксперимента маркировки бакалеи и специй: эксперимент проводился с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года. «Честный знак» увидел заинтересованность в пилотном проекте со стороны производителей: заявки на участие подали более 100 компаний. За пять месяцев проекта на полках магазинов появилось 357 376 товаров с уникальными кодами. Эксперимент проводится специально для того, чтобы производители могли решить все вопросы по маркировке товаров заранее совместно с ЦРПТ, говорят там. «Честный знак» предоставлял бесплатно оборудование производителям во время проведения эксперимента. Поэтому производители, у которых были вопросы насчет ввода маркировки, могли принять участие в эксперименте и совместно с оператором отработать каждый этап маркировки», — заявляли в компании.
Справка «СДП»:
Напомним, что маркировку товаров в России в виде эксперимента в 2016 году начали с шуб, в дальнейшем эксперимент получил распространение, была зарегистрирована система «Честный знак», выбран ее оператор — ООО «ЦРПТ», и в 2020 году началась маркировка обуви, и затем в 2021 году — одежды и текстиля. В последующем маркировать начали табак, парфюмерию, фотоаппараты, шины, молочную продукцию, упакованную воду, пиво и слабоалкогольные напитки, растительные масла, икру, консервы, БАДы, и пр., всего в России маркируют 27 видов товаров. В 2026 году готовится маркировка сладостей и хлебобулочных изделий, а до 2030 года планировалась охватить маркировкой большинство производимых в России товаров.