В Петербурге прошла конференция, посвященная реформе проверок бизнеса. Здесь представители ведомств рассказали, как им помогают работать индикаторы риска, которые введены реформой. Бизнес вышел с конференции немного в недоумении: о количестве индикаторов риска рассказали, а о том, как с ними можно подробно ознакомиться, по-прежнему непонятно.

На конференции «Новые аспекты реформы контрольно-надзорной деятельности. Вопросы практической реализации законодательства», которую организовал аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Петербурга Валерия Калугина, выступили как представители московских ведомств и организаций, так и петербургские руководители федеральных подразделений. Например, Наталья Башкетова, руководитель петербургского Роспотребнадзора, которая показала презентацию, часть ее приводим ниже.
У каждого — свои индикаторы
У каждого ведомства есть свои индикаторы риска, которые помогают им в контроле и надзоре. Например, у Роспотребнадзора таких индикаторов 47, а за 2023-2024 гг. случаев их срабатывания в ведомстве зафиксировали 1004. Речь о работе системы маркировки «Честный знак». В 470 случаях были предъявлены предостережения. В случае повторного срабатывания индикаторов риска, проводят проверку. Таких проверок была 31. Из них 11 – большинство — касались сферы легкой промышленности. 16 материалов отправили в суды, три юридических лица получили штрафы. Нарушений становится меньше, отметила Наталья Башкетова. Например, в городе стали реже продавать просроченную молочную продукцию.
Индикаторы риска «Честного знака» можно посмотреть на сайте системы маркировки. Но о списках индикаторов риска других ведомств широкому кругу предпринимателей неизвестно.
Интересно, что в таблице об алгоритме организации проверок особо указано, что если индикаторы срабатывают, риски обнаруживаются, то сначала предпринимателю выносится предостережение, и лишь в случае неисправления недостатков в работе, на предприятие направляется проверка. Конфискация же товара происходит только по решению суда.
Однако в случае с петербургскими магазинами одежды, куда проверка РПН приходила в начале февраля и обнаружила несоответствие этикеток правилам Таможенного союза и некоторых кодов маркировки, в результате чего весь товар из двух магазинов был изъят, никаких предупреждений ранее предпринимателю вынесено не было. Об этом главу петербургского РПН на конференции спросила депутат ЗакСа Петербурга Наталия Астахова, руководитель рабочей группы по маркировке, посетовав на то, что ей, как депутату, проверяющие отказались показать акт изъятия товара. Наталья Башкетова посоветовала написать жалобу в Роспотребнадзор, и тогда руководство проверит своих работников на предмет корректного исполнения обязанностей.
Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», также спросила Наталью Башкетову, как долго в городе будут действовать ковидные ограничения. «До их отмены бизнес обязан соблюдать строгие требования – устанавливать защитные экраны, иметь запас медицинских масок, следить за соблюдением безопасной дистанции и так далее — все несоблюдения опять таки могут стать поводом для проверок», — сказала Янина Тихонова-Гришина. Но Наталья Башкетова на вопрос не ответила, отметив лишь, что контроль за 121-ым постановлением правительства Петербурга Роспотребнадзор не осуществляет.
Будет ли новый Борис Титов
Выступали на конференции и московские представители. Так, например, Наталья Рябова, заместитель руководителя экспертно-правового центра уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, отметила, что сейчас на площадках Госдумы, Совета Федерации, и региональных площадках по всей стране, активно проходит обсуждение последствий внедрения системы «Честный знак», бизнес требует доработки программы, компенсации затрат на оборудование и ПО.
На вопрос «СДП» слышно ли в офисе уполномоченного что-либо о новом назначении всероссийского бизнес-омбудсмена вместо Бориса Титова, ушедшего в отставку в 2023 году, Наталья Рябова ответила, что это вопрос к Администрации Президента. Но офис уполномоченного работает полноценно, в том числе, с обращениями и жалобами бизнеса.

Также представитель Минэкономразвития, директор департамента министерства Александр Вдовин, отвечая на вопрос Янины Тихоновой-Гришиной возможны ли проверки по заявлению физического лица, отметил, что такие проверки больше не проводятся. Но заявления все чаще пишут представители общественных организаций. Так, например, при Роспотребнадзоре есть свой общественный совет, представители делают контрольные закупки, и следом на инспекцию выходят и работники ведомства. Александр Вдовин также отмечал, что бизнес все чаще зовет проверяющих на свои предприятия сам — совершить профилактические визиты, чтобы увидеть недостатки и устранить их, не дожидаясь контроля и надзора.
Проверки же происходят там, где расхождение между, например, объемом произведенной продукции и введением ее в оборот превышает 10%. Плановые проверки остаются только для предприятий высокого риска.
Мнения
Главное — это индикаторы риска
Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга:
«Одно из самых крупных достижений по улучшению условий ведения бизнеса — это проведение реформы контрольно-надзорной деятельности. Реформа снизила административную нагрузку и помогла перейти к риск-ориентированному подходу с 1 января 2025 года.
За 4 года проведена огромная работа. Регуляторная гильотина: отменено 143 тыс. избыточных федеральных требований. В Петербурге профилактических мероприятий было в 9 раз больше, чем проверок. Главное, в чем бизнес должен разобраться — это индикаторы риска. А задача контролирующих органов и отраслевых сообществ — регулярное совершенствование критериев оценки».
Назовите их
Светлана Чернецова, владелица магазина детской одежды:
«На конференции мы поняли, что многого не знаем, и надо что-то делать, чтобы узнать, по каким именно индикаторам риска нас проверяют. Сейчас нам, предпринимателям из сектора продажи изделий легпрома, известны только индикаторы риска «Честного знака». И еще больше стало непонятно, по каким критериям будут проводить проверки в будущем. Опять же, общественники — на какие законы они ссылаются, кто им передает эти индикаторы?
У Роспотребнадзора 47 индикаторов риска, но руководитель их не озвучила. Так вы их опубликуйте. Вы их применяете, а мы их не понимаем. Возможно, там есть какие-то внутренние распоряжения, которые не хотят раскрывать, но при проверке контролеры могут на них ссылаться. Как нам узнать, за что нас наказывают? Совпадают ли индикаторы риска РПН с индикаторами риска «Честного знака» или нет? Это неизвестно.
Кроме того, индикатор риска может сработать без всякого нарушения — например, в магазине нет интернета и индикатор сработал. Получается, что мы можем только подсказать проверяющим возможные ошибки, но нет способа их списать. И чем больше ошибок, тем больше проверок».
Открыть бизнес — это только начало борьбы
Ляля Садыкова, президент Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК):
«Проверок стало меньше, это факт. Но на примере петербургского магазина одежды — видим что индикаторы риска контролеры трактуют по-своему и даже на юрлицо, бывает, не смотрят. Поэтому вопросов пока больше, чем ответов.
На примере нашей отрасли с РПН — могу сказать, что все очень позитивно. Профилактические мероприятия проходили по разным районам весь год. Ни одной жалобы от коллег не слышала: на вопросы отвечают, подсказывают.
Вчера прозвучало, что Россия перенимает американский опыт в реформе контрольно-надзорной деятельности (об этом говорил спикер из Минэка Александр Вдовин). На самом деле было бы здорово, если бы это оказалось так! В США предприниматели проходят все квесты ещё до открытия бизнеса – да, там много требований, обязательны лицензии, но если ты всё выполнил, дальше тебя никто не мучает бесконечными проверками и «индикаторами риска».
А у нас? Открыть бизнес – это только начало борьбы. Все самое интересное у нас начинается после: в нашей отрасли проверки часто «по жалобам» без реальных оснований — из вредности (бывший сотрудник или клиент). Бесконечные «неналоговые платежи» (их уже больше 150, а Валерий Калугин недавно озвучивал новую цифру — 180), без которых проверку не пройдешь. Когда я рассказываю коллегам за рубежом, сколько мы платим и за что, они в шоке. В США нет такой системы поборов, где ты ещё до уплаты налогов должен отдать кучу денег, чтобы просто иметь право работать», — заключает Ляля Садыкова.
Снизить долю бесполезной работы
Виктор Саукин, генеральный директор компании «Вестр» (ГК Vestr):
«Вцелом, было полезно обсудить новые тренды в госрегулировании. Считаем, что сейчас идет некая формализация ранее стихийно сложившихся в практике проверяющих маркеров, указывающих на наличие проблем и поводов для проведения проверки. Пользу они, наверное несут как одним, так и другим. Предпринимателям позволяют не нарываться на проверки, проверяющим — снизить долю бесполезной деятельности. Как все это будет реализовываться на практике — покажет только время. В случае с ГАТИ странно, что не было представлено кейсов с объявлением предостережений, только с наложением санкций».