Одна из болевых точек малого бизнеса, как определил прошедший 23 мая День российского предпринимательства в Петербурге, это реклама в интернете. Разъяснения по ней дал специалист Роскомнадзора.
«СДП» подробно изучал законопроект об этом в августе 2022 года. Затем мы еще раз возвращались к теме, так как она вызвала множество вопросов в бизнес-сообществе — в интернете ведут бизнес миллионы предпринимателей.
Андрей Степура, начальник отдела правового обеспечения Управления федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СЗФО, отметил в своем выступлении, что если вы не можете определить, реклама это или информация, обращайтесь в ФАС.
«Роскомнадзор сам не определяет, реклама это или нет, но ежедневно получает запросы на эту тему, — сказал он. — Нужен запрос в ФАС. Они ответят, но не сразу. У них есть все нормативы и приказ, который посвящен определению реклама это, или нет».
Штрафы введены с 1 сентября 2023 года, уже Роскомнадзор выписал несколько сотен штрафов.
Интересную фразу произнес выступающий также относительно рекламы в запрещенных в РФ сетях facebook* и Инстаграм* (*Принадлежат компании Meta и запрещены в РФ). Она звучала так, что реклама самих продуктов там все равно учитывается.
Предприниматели, представители маркетинговых агентств, задавали вопросы. В основном, ответы нужно искать в ФАС, подчеркивал представитель Роскомнадзора.
Что за приказ
Федеральная антимонопольная служба издала приказ от 14.11.2023 N 821/23, в котором даны подробные разъяснения о том, какая информация не относится к рекламе, а, значит, при ее размещении не нужно соблюдать требования и ограничения законодательства о рекламе. А какая, наоборот, является рекламой.
Из приказа следует, что рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, пишет портал zakon.ru.
В приказе говорится, что рекламой может признаваться информация:
- размещаемая на сайте, социальных сетях, приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей, направленная на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг. Например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т. п.;
- об иных хозяйствующих субъектах, размещаемая на сайте, социальных сетях, приложении для мобильного устройства производителя товаров (лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий) или продавца товаров. При условии, что такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам.
Как указывается в приказе, рекламой признается информация, текст которой содержит указание на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта, позволяющие получателю такой информации воспользоваться услугами, оказываемыми конкретной организацией. С учетом этого фактически любая информация может быть признана рекламой.
Справка «СДП»: с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которые установили дополнительные требования к рекламе в интернете. Участники рынка интернет-рекламы обязаны передавать в Роскомнадзор информацию о распространенной в сети «Интернет» рекламе через операторов рекламных данных.
Мнение
Андрей Капитонов, владелец рекламного агентства «Капитан»:
- Согласно определению ФАС, реклама — это неперсонифицированная информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленная на продвижение определённого объекта рекламирования.
Но вот в тонкостях часто путаются даже специалисты, а если учесть, что большинство нормативных актов зачастую создаются людьми не из профессиональной среды, то казуистики не избежать.
Так, например, сталкивался с тем, когда возникали претензии к информации о товаре на сайте самого производителя, так как ряд товаров там выделялся баннерами.
Избежать этого можно только привлечением к написанию законов людей, действующих в рынке на данный момент, а не специалистов различных структур, которые зачастую давно сами с рекламой не сталкивались в своей профессиональной деятельности».