С 1 сентября вся цифровая реклама в Интернете подлежит маркировке и передаче в Роскомнадзор. С этой даты вступает в силу закон о единой системе учета всей интернет-рекламы. Ни одна организация на рынке не поддерживает этот закон.
Какая реклама подпадает под закон и кого касаются изменения?
Игроки рекламного рынка – рекламодатели, агентства и площадки – должны передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) Роскомнадзора информацию о рекламодателях, распространителях и операторах рекламы, а также предоставлять сведения об объемах рекламы, ее стоимости и целевой аудитории.
Сама реклама – тексты, изображения и видео – маркируется. Ей присваивается токен – уникальный номер, который должен указываться при публикации рекламы.
От необходимости маркироваться освобождается только социальная реклама.
Что же касается распространения рекламы через соцсети, например, через каналы в Telegram – содержание рекламного поста тоже придется отправлять в ЕРИР и получать на него токен. Касается ли это блогеров? Если они размещают публикации по договору с заказчиком, то касается.
Кто будет отправлять информацию и сколько придется за это заплатить?
Собирать информацию и передавать ее в Роскомнадзор будут посредники – операторы рекламных данных (ОРД), пишет «Коммерсант» и называет возможных претендентов на эту роль. Пока речь идет о семи компаниях, в их числе «Сбер», «Яндекс» и VK.
В свою очередь, распространители рекламы и операторы рекламных сетей – агентства и рекламные площадки – должны будут ежемесячно передавать сведения в ОРД. Поэтому рекламодателям настоятельно советуется внести соответствующие изменения в договоры с агентствами.
Свалившуюся на агентов нагрузку по передаче данных придется оплачивать: игроки рынка говорят о наценке на рекламные услуги в размере 5-6%. При этом расценки на услуги ОРД законом не определены, но они тоже в праве собирать комиссию.
Реакция рынка
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил: раскрытие коммерческой тайны – а к ней относятся сведения о цене и исполнении договора – влечет бизнес-риски для сторон таких договоров.
Тогда Минцифры обещали, что проект доработают с учетом замечаний при участии всех заинтересованных сторон, в том числе бизнеса. Тем не менее, закон со всеми его положениями был принят 12 июня 2021 года.
Но и это еще не все
В середине июля 2022 года в первом чтении принят законопроект о создании единого оператора для цифровой наружной рекламы, пишет «Фонтанка». Устанавливать и содержать рекламные конструкции, а также заниматься ресурсами для размещения информации на них будет созданная единая организация. Она же будет контролировать, как размещают объявления в Интернете физлица.
Член совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») Сергей Пилатов коротко прокомментировал обсуждение в Думе этого закона и заявил, что ни одна организация на рынке не поддерживает законопроект в текущем виде, в котором он был принят.
Сергей Боярский, депутат Госдумы и зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи сказал, что он как руководитель регионального отделения партии «Единая России» в курсе реакции бизнес-сообщества на принятый в первом чтении скандальный законопроект и уверил присутствовавших, что многие депутаты настроены весьма радикально по отношению к законодательной инициативе депутата Кирьянова и что сама попытка в одном законе объединить несовместимое – наружную рекламу и частные объявления в интернете – весьма неудачна.
Компания «Авито» в пресс-релизе заявила: «Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли».
Не согласны с текущими формулировками закона также во многих региональных торгово-промышленных палатах, в том числе петербургский комитет по рекламе и медиакоммуникациям. Выступают против «Опора России» и Федеральная антимонопольная служба России.
Опыт
Аналогичная система маркировки товаров «Честный знак» действует в России с 2016 года, с 2020 года под маркировку попали изделия легкой промышленности, в обслуживание маркировки был вовлечен самый массовый класс малого бизнеса — ИП, которые продают одежду и обувь по всей России, их более 4 млн.
Маркировкой недовольны также производители молочной продукции, пива, предприятия легкой промышленности, и так далее. Сама марка или код Data Matrix стоит 60 копеек на изделие вместе с НДС, но чтобы внедрить систему, обслуживать программы, оплачивать работу программистов и дополнительных сотрудников по наклейке и проверке, а также вводу в систему и выводу из нее, нужны немалые деньги, которые ложатся дополнительным грузом на любой товар с маркировкой и, как правило, повышают его цену.
Камила Мирзакаримова