В Петербурге закрылась одна из старейших сетей фруктовых магазинов. На сайте компании сказано, что последний магазин сети на ул. Куйбышева не работает с 8 апреля. Здесь же благодарность покупателям и извинения за то, что закрылись. Эксперты считают, что в банкротстве фруктовых магазинов премиум-класса отчасти виновато переформатирование городских рынков в фуд-корты.
О закрытии «Фруктовой лавки» сообщил РБК Петербург. О том, что сеть закрывается, СМИ писали и ранее, еще в ноябре 2022 года. За годы пандемии коронавируса к ноябрю 2022 -го она сократилась в 4 раза — причина — не только вынужденное закрытие в связи пандемией, но и кредит у Банка Санкт-Петербург на 69 млн рублей, по которому владельцы сети, супруги Марина Станчиц и Евгений Голяк, не смогли расплатиться. Банк и управлял последними лавками сети и, судя по всему, ему это не очень удалось, сообщал «Новый проспект».
ООО «Агротехнолоджи», также принадлежащее Марине Станчиц и занимавшееся импортом овощей и фруктов, входящее в ГК «Фруктовая лавка», в 2022 году находилось в конкурсном производстве: его банкротство в 2021 году инициировал банк «Оранжевый».
Сеть «Фруктовая лавка» работала в Петербурге с 2011 года в премиум-сегменте, специализировалась на продаже овощей и фруктов. Также в магазинах продавалась импортная бакалея, фермерская молочная продукция и кулинария собственного производства, работали кафе и даже был свой бренд-шеф. На пике развития сеть насчитывала восемь магазинов.
Работу «Фруктовой лавки» частично подкосил и разрыв логистических цепочек в результате санкций против России и проблемы с поставками фруктов из других стран, такой вывод сделали эксперты.
В формате «Фруктовой лавки» отчасти работает сеть «ВкусВилл» (181 магазин в Петербурге), а также сеть «Азбука вкуса». Но сектор премиум сильно поредел за последние годы, в Петербурге все больше поклонников таких сетей как «Семишагофф», куда дверь не закрывается. Но по отзывам предпринимателей купить хорошие фрукты в Петербурге — большая проблема, даже по высоким ценам.
Фудкорты выгнали торговлю с рынков
«Вот честно не знаю о судьбе «Лавки», — говорит Руслан Кисс, основатель компании Madari, которая владеет мандариновыми плантациями в Марокко и занимается импортом и экспортом фруктов в значительном объеме, — не могу прокомментировать, зачем для такого формата бизнеса брать кредиты, тем более, что цены в магазинах сети были выше, чем в «Азбуке Вкуса». Но, склонен думать, что просто не выдержали конкуренции.
После того, как городские рынки массово стали переформатировать в фудкорты, торговцы с этих рынков стали также массово открывать магазинчики, те же самые «фруктово-овощные лавки» с ценами ниже «Азбуки вкуса», но с ассортиментом и качеством выше, чем в АВ, вы посмотрите сколько их сейчас этих маленьких лавочек».
По данным 2ГИС в Петербурге 1490 фруктовых магазинов.
Как банк может управлять торговлей фруктами
Ашот Эфендиев, владелец сети из 15 фруктово-овощных магазинов с продукцией, в том числе, и премиум-класса, высказал такое мнение: «Я следил за работой этой компании, вцелом они молодцы, хорошо организовали маркетинг, представили большой ассортимент товаров премиум-класса. Но пандемийный период и после него по ним сильно ударили, это чувствовалось. Но их закрытие, скорее всего связано с крупными долгами банкам. И затем банк управлял работой сети? Как банк может торговать фруктами и овощами? Разве им можно такое доверить? Правильно для владельцев «Лавки» было бы проконсультироваться с людьми знающими, которые разбираются в такой торговле, опросить их и сообща решить проблему. Если бы меня позвали для консультации как профессионала, я бы смог высказать свою позицию, которая могла бы оказаться небесполезной».
Ашот Эфендиев добавляет, что на рынке не стало меньше фруктов и овощей. «В премиум сегменте они как были, так и есть. Ассортимент неплохой, но цены повысились. Логистические цепочки и перестройка тянут за собой дополнительные издержки».
Если говорить о параде закрытий, то только что о закрытии объявил петербургский бренд одежды NELLI NEDRE, работавший с 2013 года.