В Петербурге, первый на Северо-Западе, на базе центра «Мой бизнес», открылся центр помощи в маркировке для малого бизнеса. Здесь по предварительной записи помогут бесплатно разобраться с системой маркировки «Честный знак», даже отмаркировать, как стало позже известно 100 изделий, научат не бояться системы маркировки. Но не обошлось без скандала.

Центр открылся на площадях Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства (центра «Мой бизнес») на Кирочной ул. 59 (вход со двора). Сначала торжественно выступили петербургские чиновники и депутаты. Александр Ситов, и.о. председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ), сказал, что малый бизнес в Петербурге уверенно растет и открытия центра давно ждали.
Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания Петербурга и председатель комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству заметила, что «именно у нас, в Петербурге, сейчас собирают и аккумулируют все предложения, по поиску компромиссного решения в свете третьей волны маркировки легпрома (с 1 марта маркировать нужно будет первый слой одежды — нижнее белье, носки, подследники — Ред.). Важно, что исполнительная власть уже слушает и слышит бизнес, а эта отрасль для города играет большую роль», — подчеркнула депутат.
- «Мы гордимся, что нам удалось наладить диалог бизнес-сообщества, прежде всего микро-бизнеса и оператора маркировки — ООО «ЦРПТ», — отметила Наталия Астахова, депутат Законодательного собрания Петербурга и руководитель рабочей группы по маркировке.
Сам «Честный знак» представляла руководитель управления товаров народного потребления ЦРПТ Варвара Михайлова и менеджер проектов товарной группы «Легпром и Обувь» Валерий Гостюшев. По словам Михайловой, обратиться в центр может любой предприниматель, испытывающий трудности с маркировкой. Консультировать обещают по всем актуальным вопросам – от формирования карточки до печати кода. В идеале даже можно будет уйти с готовыми этикетками.

«Как это будет работать, не только рассказали, но и показали на конкретных примерах. Естественно, есть и ограничения. Услугу не будут оказывать, на крупные партии, на большой перечень номенклатур. Планируется, что лимит будет не более 100 марок для одного предпринимателя», — пишет Ирина Иванова в своих социальных сетях.
Вопросы и слезы
Эта цифра — ограничение в 100 марок, не прозвучала на встрече, посвященной открытию, замечают предприниматели. Также стоит отметить, что как только чиновники и депутаты покинули встречу, начались неожиданности.
- Хотя Валерий Гостюшев очень подробно и терпеливо показывал на большом экране и рассказывал, как нужно маркировать изделия, сидящие в зале — примерно 20 предпринимателей, селлеров маркетплейсов и производителей одежды и косметики (ей предстоит маркировка в 2025 году -Ред.), выглядели все более и более ошеломленными, особенно, предприниматели старшего возраста. Они даже закрывали лицо руками.
Потом начались вопросы. Вообще для Валерия Гостюшева они не должны были быть неожиданными, ведь он участвовал в объезде ЦРПТ петербургских магазинов одежды в начале декабря, где ему многие из этих вопросов уже задавали.
Однако Варваре Михайловой, которая руководитель Валерия Гостюшева, так не понравились некоторые вопросы, что она громко пообещала — конкретным предпринимателям, сидящим в зале, помощь оказываться не будет и она запрещает Валерию им помогать.
Хотя у Светланы Чернецовой, владелицы магазина детской одежды, которая пыталась получить ответ на свой вопрос, как раз во время открытия центра помощи в маркировке работала проверка Роспотребнадзора (неожиданно приехала как раз в тот момент, когда Светлана отправлялась на открытие центра) и ответ был ей просто необходим.
- Светлана Чернецова, понимая, что проверка для нее может закончиться штрафом и конфискацией, уходила с торжественного мероприятия в слезах.
Стоит заметить, что выглядело это очень странно. Хотя ЦРПТ и частная компания, но она выполняет важное государственное поручение, и ее работники ассоциируются у бизнеса с государством, которому малый бизнес доверяет.
Вопросы не иссякают
В течение урока, который провел Валерий Гостюшев, к программе возникало много вопросов. Например, зачем такое обилие вкладок для заполнения, многие из которых дублируют друг друга. Ведь у большинства предпринимателей речь идет о тысячах изделий, особенно, это коснется третьей волны маркировки. Придется заполнять тысячи карточек. И почему так сложно, разве это нельзя упростить? Ведь рынки и оптовики по-прежнему продают товары без маркировки.
В социальных сетях предпринимателей больше всего интересует, когда центры будут открываться в других городах, в Сибири, на Дальнем Востоке. Интересует также рост расходов на программу и все с ней связанное — там говорят о постоянных обновлениях программ кассового оборудования, за которые нужно платить, услуги IT-специалистов для тех, кто не в состоянии разобраться с программой, и так далее.
- «Остатки товара в магазине, которому 20 лет — это не только «блузка белая»! Это тысячи наименований в сотнях вариантов расцветок и в нескольких размерах! Как, когда и кому это всё описывать, если привозить это всё наше добро в этот центр не надо?», — пишет Ольга Полицемако.
Валерий Гостюшев рассказал о возможностях программ для малого бизнеса, но предприниматели все время сворачивали на тему — «зачем это нам», хотя, конечно, это не вопрос «Честного знака».
В общем, встреча прошла бурно, участники встречи задумались о будущем. Стоит отметить, что тем предпринимателям старшего возраста, которые решат разбираться с маркировкой и всеми аббревиатурами, которые используются в программе, деменция, вероятно, не грозит. А альтернативы у них пока нет.