Редакция «СДП» получила письмо на тему маркировки и приводит его полностью, чтобы нас не упрекали в однобоком освещении темы внедрения системы «Честный знак» для изделий легпрома, которую очень многие представители как торговли, так и легкой промышленности, считают бессмысленной.
Ниже речь производителя, который еще не окунулся в реальности маркировки, но решил высказать свою позицию. Стоит отметить, что позиция в большей степени все-таки совпадает с позицией тех объединений предпринимателей, которые подписывали письмо президенту Путину.
«Меня зовут Мария Рязанова, я представляю российского производителя одежды, компанию «Морган Миллс», фабрика находится в Орехово-Зуево (Московская область — Ред.), производит функциональный трикотаж. Пишу относительно публикации на портале по обращению ряда компаний к Президенту по «Честному знаку» для легпрома. Хотелось бы обратить ваше внимание, что выражаемая позиция не является единым мнением всех представителей отрасли. Достаточно много компаний его не разделяют по вполне объективным причинам. Мы с пониманием и огромным уважением относимся к позиции коллег. Но просим Вас учесть и альтернативную позицию при дальнейших публикациях на эту тему. Обращаем внимание, что приведенное ниже мнение — это не речь оператора данных системы ЧЗ, а именно позиция производственной компании из отрасли. Далее — прямая речь руководителя компании, Антона Ложникова.
«Компания «Морган Миллс» является российским производителем функционального и специального белья, работает на этом рынке более 30 лет. Наша категория товаров подпадает под маркировку с весны 2025 года. Безусловно, «Честный знак» является дополнительным финансовым бременем и для производителей, и для, в конечном счёте, потребителей, по сути, являясь неналоговым дополнительным обременением.
При этом, возможно, я выскажу непопулярное для отрасли мнение — пусть будет. Я говорю о легпроме с позиции своей компании: добросовестные производители, которые платят налоги и все социальные выплаты, не используют «карго», не дробят бизнес и не использую прочие методы «агрессивной» оптимизации просто не могут в сегодняшней ситуации конкурировать с теневым рынком — ни с точки зрения себестоимости продукции, ни с точки зрения привлечения кадров. На фоне того, что иные механизмы контроля ситуацию не решают, возможно, «Честный знак» будет способствовать обелению бизнеса, хотя бы на время. Поэтому мы, со своей стороны, полагаем, что введение этой меры, по крайней мере, в короткой перспективе, скорее, положительно для отрасли. Безусловно, введение «Честного знака» скажется на бизнесе небольших компаний. По нашему опыту, именно среди небольших компаний очень много тех, кто работает нелегально.
Если вернуться к обращению, то единственная сложность для законопослушного бизнеса это перемаркировка остатков. Мне нравится идея налогообложения потребления, а не производства. При жёстком правиле выхода товара со склада / пересечения границы с ЧЗ можно было бы дать год на перемаркировку остатков на складах. В остальном я сложностей не вижу, по крайней мере, на примере моей компании.
Для развития отечественного производства важно обеспечить единые правила игры для всех игроков. Это может быть ЧЗ, при условии, что все выполняют требования по маркировке. Или сокращение/отмена для МСП налогов на производство, но введение налога на потребление (налог с продаж, вместо НДС и пр.). Тогда будет развиваться отечественное производство, причем, без всяких субсидий, дотаций и кредитов. А пока — компании начинают сворачивать производства в РФ и опять переносят его в страны с меньшей себестоимостью и переходят на импорт готовой продукции. Тому пример дискуссия вокруг сокращения производства в РФ компанией «Глория Джинс», например.