Делегация представителей «Честного знака» посетила торговые центры Петербурга, чтобы прямо в торговых секциях удостовериться, что система работает некорректно и создает немало трудностей пользователям.
Вчера делегация оператора маркировки товаров «Честный знак» (ООО «Оператор «ЦРПТ»), накануне посетившая заседание рабочей группы по маркировке в Законодательном собрании Петербурга, отправилась в торговые центры, чтобы на месте получить подтверждение услышанному: программа работает некорректно, выдает ошибки и помочь предпринимателям исправить их на месте.
С подачи Союза производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП), делегация «Честного знака» во главе с Иваном Пацюком, директором департамента региональных представительств ООО «Оператор «ЦРПТ», отправилась на север Петербурга, в торговый центр «Норд» у станции метро «Проспект Просвещения». «Норд» — ТЦ старого формата, там длинные коридоры и множество небольших секций по 20-40 м2, где в том числе работают и продавцы одежды и обуви.
Здесь их встретила Ирина Димитрюха, ИП которой работает в торговой секции, продает одежду, и как многие предприниматели сектора испытывает трудности с использованием программы «Честного знака».
Иван Пацюк был не один, а с помощниками, в том числе с техническими специалистами (на первом фото в сиреневой толстовке — Ред.). Технические специалисты пытались исправить выдаваемые программой ошибки на месте. Ирина Димитрюха только привезла кассовый аппарат после «перепрошивки», которая была нужна, чтобы подстроиться под разрешительный режим «Честного знака».
Ирина Димитрюха пыталась добавить электронную подпись в программу, и система показывала, что подпись не принимается. Но час назад подпись работала в центре обслуживания ККТ. Технический специалист «ЧЗ» попытался предположить, что подпись сгенерирована мошенниками и Ирина пала жертвой мошенничества. Но предпринимательница обслуживает свою технику в этом центре 20 лет и вряд ли это компания-мошенник. Потом было высказано предположение, что программа «ЧЗ» выдает ошибку из-за того, что в ТЦ плохой интернет. Но недавно для того, чтобы интернет работал нормально, ИП был куплен новый UCB- модем, то есть, такая версия тоже несостоятельна.
В итоге причину, по которой программа «Честный знак» выдает ошибку на месте, так и не нашли. «Такие ошибки программа выдает сплошь и рядом, практически у всех, кто продает одежду», — говорит Ирина Валерианова, сооснователь Ассоциации розничной торговли, которая также была на этой встрече в ТЦ «Норд». Была там и предпринимательница Екатерина Кузина, ИП из Челябинска, которая представила подробную презентацию того, с какими ошибками сталкиваются предприниматели на рабочем месте в своих магазинах и торговых секциях. Прямо на месте она передала представителям «Честного знака» свои видео и фото ошибок.
Не очень понятны предпринимателям и моменты, когда в программе загораются индикаторы риска, которые служат поводом для прихода проверки Роспотребнадзора. Роспотребнадзор (РПН) же на предыдущем заседании рабочей группы по маркировке в ЗакСе Петербурга пояснял, что сведения об индикаторах риска они получают от «Честного знака» и лишь потом принимают решение о проверке. И то — первый раз это профилактический визит, предупреждение, второй раз — проверка.
«У предпринимателей возникает вопрос — кто и исходя из чего прописывает индикаторы риска? — спрашивает Ирина Валерианова. — Ориентируясь по ним, после появления определенного количества ошибок приходит с проверкой РПН. В частности, индикатором риска является то обстоятельство, что товар, маркированный, как остатки, не продан за 24 месяца. Может быть, если законодательно устанавливается, что предприниматели должны продать, надо также установить, что кто-то должен купить?».
Также специалисты «Честного знака» пытались объяснить предпринимателям, что ошибка кода может быть потому, что сам код считывался, например, ошибочно 2 или даже 4 раза. Но это маловероятно, говорит Ирина Валерианова.
Как было, как стало
«Во всем мире, в Европе, Америке, везде, есть маленькие магазинчики, которые торгуют одеждой и обувью, — говорит Ирина Валерианова. — Они продают совсем небольшие объемы, и это не сетевые магазины, которые торгуют огромными объемами товара — и цифровизация должна применяться к ним по-разному, это естественно. Почему это не учитывают — непонятно».
- Кроме того, цифровизация шагает по стране, конечно, семимильными шагами, но вот везде ли созданы условия для этого, спрашивают предприниматели. В России есть целые регионы, куда еще не дошла газификация, с газом трудно даже в отдельных местах Ленинградской области, Карелии. Нет газа — значит, нет и тепла, в том числе, в магазинах. А какой высокоскоростной устойчивый интернет может быть в таких местах, спрашивает бизнес.
Общая ситуация с продажами сейчас сильно ухудшилась по сравнению с тем временем, в 2018 году, когда отменяли ЕНВД, на котором работали большинство маленьких магазинчиков, хотя ЕНВД был оптимальным налогом, который позволял выживать микробизнесу, говорят в Ассоциации розничной торговли.
«Конец года всегда было хорошим временем для нас, мелкой розницы, — рассказывает Ирина Валерианова, — сейчас для нас — это время многочисленных платежей, которые обычно откладываются на конец года, и время снижения продаж. Их сейчас ощущают даже маркетплейсы. Больших выручек нет. Тем временем в банках принимают вклады под 20% и многие понесли деньги туда».