В Законодательном собрании призвали заморозить маркировку изделий легпрома на два года, отменить третью волну маркировки, намеченную на март 2025 года, упростить и доработать программу. «Честный знак», признал, что программа действительно недоработана: глава делегации оператора записал в блокнот 45 вопросов, которые нужно решить, и сообщил, что готовятся изменения относительно штрафов и индикаторов риска. Сегодня специалисты «ЧЗ» возьмутся за проработку поднятых вопросов, пообещал представитель ЦРПТ.
Вчера в Законодательном собрании Петербурга прошло второе заседание рабочей группы, посвященное маркировке изделий легкой промышленности. На встрече предприниматели впервые высказали все свои претензии напрямую представителям ООО «ЦРПТ» (оператор системы «Честный знак»), и они отметили, что программа, вызывающая столько нареканий, обязательно будет доработана и упрощена, но они впервые слышат «так структурированно» и так ясно о проблемах такого уровня с их системой.
Цель заседания рабочей группы — снизить негативное влияние маркировки продукции на бизнес, пояснила Наталия Астахова, депутат Законодательного собрания и руководитель рабочей группы. На заседании было 7 представителей «Честного знака» и 11 предпринимателей и руководителей предпринимательских объединений. И задала несколько уточняющих вопросов.
«Чем занимается оператор системы маркировки и кто у вашей компании учредитель, и также какова выручка компании и насколько она больше или меньше по сравнению с предыдущим годом?», — строгим тоном спросила Наталия Астахова Ивана Пацюка, главу делегации «Честного знака» и директора департамента региональных представительств ООО «Оператор «ЦРПТ». Так началась встреча. Иван Пацюк не смог или не захотел ответить внятно, у оператора несколько юрлиц и это связано с санкциями и закупками оборудования, объяснил он. Кто именно учредитель компании — назвать отказался. Согласно порталу проверки контрагентов Чекко — список учредителей этой компании ограничен ФНС, генеральный директор — Дмитрий Алхазов. Компания работает с 2019 года — Ред.). Курирует компанию Минпромторг России.
Для рассказа о негативном влиянии маркировки слово дали бизнесу. Янина Гришина-Тихонова, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», подчеркнула, что отзывы, собранные для заседания «идут от земли» и рассказывают о реальной ситуации, которая сложилась с системой маркировки. Также она передала делегации «Честного знака» подготовленные предложения бизнеса — их 10, от оптимизации программы по требованию заполнения карточек и упрощения программы, до компенсации затрат бизнеса и возобновления маркировки остатков. «Эту ситуацию надо менять в корне и ее можно еще изменить, если мы сделаем это совместными усилиями», — заключила Тихонова-Гришина.
Анна Раевская, ИП из Норильска, специально приехала в Петербург, чтобы рассказать, что представляет собой маркировка. «У государства не получилось осветить и объяснить то, что такое маркировка и зачем она нужна, — отметила Анна Раевская, — не учли для внедрения программы погодные условия, качество интернета и другие факторы. О маркировке второй волны, которая началась с января, было практически неизвестно».
Марки выгорают на свету
Марки «Честного знака» выгорают на свету, страдают от воздействия пара, программа не адаптирована для малого и микробизнеса, очень много жалоб, что технические задания написаны таким языком, что перевести для простых пользователей их могут только специалисты, которых в глубинке нет. Кассы выдают ошибки при взаимодействии с программой «ЧЗ». Многочисленные жалобы, большое количество отзывов предприниматели готовы направить в «Честный знак».
- При подключении самой программы требуются пиратские копии программ. Многие пользователи не смогли распечатать марки до 30.09. и спикер потребовала вернуть «наши марки». «Женщины пишут нам, что они в отчаянии — марки купили, распечатать не возможно», — сказала она, перечисляя эти и другие технические сложности при внедрении программы.
«Закон уравнял владельцев торговых сетей и пенсионеров, которые торгуют одеждой на 4 м2, это же несправедливо, согласитесь», — сказала Раевская. А проверки приходят и предпринимателей проверяют из-за сбоев в программе и сбоев в интернете и штрафуют, штрафы — до 400 тысяч, предусмотрена конфискация товара, и предложила проверять и штрафовать «Честный знак», а не предпринимателей.
«Что делать будем? Будем отбирать товар у 60-летних пенсионеров и штрафовать 70-летних бабушек? Законодатели должны срочно принять меры», — потребовала предприниматель.
Рабочее место продавца как пульт управления полетом
ИП Екатерина Кузина из Челябинска показала презентацию о том, как работает «Честный знак», в чем «ужас маркировки остатков»: перепрошивка и замена касс (20-30 тысяч руб), привлечение специалистов (3-10 тыс). «Расходы на маркировку — это не 5 тысяч, и не 10 тысяч, и не 60 копеек за марку. Расходы на маркировку — колоссальные, многие предприниматели взяли кредиты», — отметила она. Замена касс и сканеров стоит десятки тысяч рублей, привлечение специалистов стоит тысячи. В любой момент загорается ошибка и код не проходит режим. И тысячи предпринимателей это преодолевают каждый день.
Реализация товарных остатков превратилось в каторгу. «Мы эти остатки не только за два месяца не смогли бы реализовать, мы их и за пять лет не реализуем», — рассказала она о товарных остатках в секторе. Уделять время детям, семье, планы завести ребенка сорвались, все свободное время уходит на «Честный знак». «Постоянно проверяешь ошибки, проверяешь разрешительный режим», — сказала Кузина. — На работу влияет нестабильный интернет и администрация ТК делает нам замечания, что включено слишком много торгового оборудования — это влияет на пожаробезопасность. Это не точки, это пульт управления полетом», — и Екатерина показала в презентации фото, которые точно должны произвести впечатление — там куча проводов и устройств у одного маленького рабочего места продавца.
Екатерина Кузина также потребовала введения моратория на маркировку в легпроме и отмену разрешительного режима. «Грядет маркировка нижнего белья, носков и перчаток, а также ползунков и распашонок — это продукция первой необходимости, и это никак не поддерживает программу улучшения демографии в России», — сказала она.
Не стыкуется
Виктор Сапа, инженер-программист АО «СКБ Орион», остановился на том, что система не стыкуется с другими системами, а также в нее многое не загружается. Нет единого формата данных «Честного знака». Отсутствует гибкость системы, слабое информирование пользователей, появляются ошибки, в чем их суть, понять очень трудно. Технически программой пользоваться трудно даже программисту. Режим «Маркировка. Просто» — сразу сталкивается с проблемой «как войти». Много и других претензий. Виктор Сапа готов передать программистам «Честного знака» свои замечания. Техподдержка зачастую отвечает долго — до двух недель. Отсюда — невозможность продажи товара.
«Личный кабинет ЧЗ сложен для восприятия обычного человека. Нет единого стандарта загрузки и выгрузки данных. На многих этапах ведения личного кабинета требуется привлечение дорогостоящих специалистов. Многочасовые трудозатраты штатного персонала. Информирование пользователей оставляет желать лучшего», — сказал программист.
Где взять маркированный товар
Ирина Валерианова, сооснователь Ассоциации розничной торговли, сказала, что все понимают, что маркировка нужна: задачи нужно помогать решать, но маркировка, как заявлялось, не началась с импортеров и производителей, но началась с розничной торговли. В чате, где обсуждают маркировку, почти 9 тысяч участников. На остатках у многих от 5 до 100 и даже 500 тысяч единиц, и на всю инормацию на одну карточку от 15 до 30 минут, и на остатки от 50 дней до 5 лет. Возникли фирмы — «помогаторы», пошла целая волна мошенничеств, когда бизнес остался и без денег, и без карточек. «Огромное количество ненужной никому работы, которая дублирует то, что написано на бирке, — сказала Валерианова. — А контрафакта, особенно, в обуви, меньше не стало. Зимние кроссовки Адидас предлагаются по 1100 рублей с марками ЧЗ».
Где взять маркированный товар? Легпром России не в состоянии закрыть все потребности в стране. Но есть огромные рынки, в Москве и других городах, там продается сотни тысяч единиц товаров и он не маркирован. В регионах есть представительства рынков. И там нет ни онлайн-касс, ни юрлица. А налоговая и ЧЗ отвечают, что они не видят таких торговцев.
- Также предприниматель добавила, что маркировка отвлекает огромные силы, время, а главное утечку мозгов, но не из страны, а «внутри страны организована огромная черная дыра, в которую уходят способности светлых умов». «И это будет продолжаться дальше, каждый день увеличиваясь. Ведь маркировать планируется все, что продается, до последней нитки. Вместо того, чтобы идти вперед к созданию новых технологий, мы увязаем в абсолютно бессмысленной работе. Если бы это была операция МИ 6, это было бы понятно. Но это инициатива правительства. Как говорится — с такими друзьями и врагов не надо!», — заключила Валерианова.
Еще предложения
Алексей Зажигин, владелец розничной сети женской одежды «Бизнес Стиль», отметил, что «создана настоящая инквизиция — в магазины приходят, портят бирки с марками и говорят, давайте мы вам поможем, или будет проверка». И добавил, что «60 копеек за марку, это как идти к дантисту и там услышать — вот кусочек цемента, это пломба. А все остальное — можете сами ее себе поставить, или заплатить за все». И вспомнил про фискальные накопители, которые постоянно меняют, хотя они не заполнены до конца («СДП» подробно писал на эту тему). На малый бизнес возложены те же расходы, что и на крупный бизнес, и на производителей. «Контрафакт просто маркируется» и становится легальным товаром. «Торговать в серую теперь намного безопаснее, чем торговать легально и по правилам», — сказал он.
При этом в торговых центрах в Мурино половина площадей пустует — среднего и малого предпринимателя для аренды не найти. Он предложил предпринимателей с оборотом до 30 млн освободить от маркировки, или компенсировать расходы на нее.
Региональная помощь
Владимир Меньшиков, председатель совета НП «Союз малых предприятий» заметил, что убеждает предпринимателей использовать маркировку и «работает» адвокатом «ЧЗ». «С водой хорошо получилось, — отметил он, — и нужно что-то придумать с товарами легкой промышленности. Например, внесение в госпрограмму поддержки малого бизнеса Петербурга субсидии на возмещение части затрат на организацию маркировки легкой промышленности. Полагаю, что нужно двигаться дальше и программа субсидирования затрат на маркировку должна быть возложена на Минпромторг РФ». Десятки, сотни тысяч предпринимателей могут обращаться за субсидией. Или субсидировать компанию-оператора и субсидии распределять через него, предложил Меньшиков.
«Периодически также срабатывают индикаторы риска и участники рынка вынуждены не заниматься торговлей и поставщиками, а заниматься подготовкой документов для налоговой и Роспотребнадзора — поэтому надо подумать об изменениях о срабатывании индикаторов риска — если они сработали по причинам, не зависящим от предпринимателя, проверка бы прекращалась», — предложил Владимир Меньшиков.
Спецодежда и военный заказ не маркируются
Светлана Молчанова, директор Союза производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП) вспомнила историю создания ЦРПТ. «7 лет маркировкой занимается коммерческая организация, обещали, что через 7 лет программа станет государственной. Сейчас «Честный знак» так разросся, всех надо кормить, и мы чувствуем, что никогда не вернем программу государству. А разговаривать надо с тем человеком, который придумал эту программу», — рассказала спикер. «15% товаров присутствует на нашем рынке и остальное — импорт. Спецодежда, военный заказ — там мы почему-то приостановили маркировку. Давайте скажем честно, маленькие производители и ИП в розничной торговле не нужны. Скажите тогда, чем они должны заниматься», — призвала Молчанова.
- Иван Пацюк, представитель ЦРПТ, отметил, что записал 45 вопросов и до сих пор не встречал такого структурированного перечисления проблем, связанных с программой. Привел пример по успешному применению маркировки воды — «если не можешь получить подтверждение добычи воды из недр, не маркируешься».
Прозвучавшие предложения передадим на федеральный уровень, пообещал Пацюк, и сказал даже про увольнения — они будут за плохую работу программы. «Если у какого-то региона есть проблемы с качеством связи, все требования к нему меняются», — отметил он.
- Наталия Астахова рассказала, что прочитала свыше 1000 комментариев и отзывов в СМИ и о технических сбоях говорится там больше всего. По словам Наталии Астаховой, обращение о введении моратория на проверки и штрафы за нарушения в маркировке будет отправлено в Минпромторг в ближайшие недели. Срок пока обсуждается, но, вероятно, отсрочка будет запрошена на пять лет: пока предприниматели не освоят систему маркировки и не выстроят диалог с «Честным знаком».
Другая представительница ЧЗ принесла извинения за работу ЧЗ.
«Каждая товарная группа приходит и говорит, что все они уникальные. У коллег были разные замечания и есть дух противоречия. Основные точки боли — триггером нашей встречи послужила маркировка второй волны. Подозреваю, что есть некоторые сложности маркировки остатков. В ЦРПТ есть рабочая группа и ссылка на нее на сайте «Честного знака» открытая», — сказала Варвара Михайлова, руководитель управления товаров народного потребления «Оператора «ЦРПТ». Если у кого-то есть проблема, мы сейчас не дадим инструкцию, но «мы с вами пройдем эту историю», пообещала специалист.
- Почему предприниматели должны, покупая кассовую технику, подстраиваться под ваши программы? — обратилась к «Честному знаку» Наталия Астахова. — Вы должны подстраиваться, вы должны думать. Чтобы не загубить малый бизнес», — напомнила она.
Депутат Ирина Иванова, глава комиссии ЗакСа по экономике, промышленности и предпринимательству, отметила, что берет на себя обязательство вместе с «Честным знаком» организовать семинарское занятие для предпринимателей, которые сталкиваются с техгническими трудностями. «Но наша задача как законодателей изменить закон, связанный с маркировкой, так чтобы он не губил экономику», — сказала депутат и пообещала напомнить об обращении петербургского бизнеса защитнику региона в Совете Федерации Андрею Кутепову, который сегодня будет в ЗакСе Петербурга.
- Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга, сказал самое главное: маркировка — серьезная проблема по всей России, и лучшее, что можно сделать, это процессы маркировки на два года остановить. В 2025 году грядет налоговая реформа и ее не все предприятия могут пережить. «Нужно подумать, спокойней подойти, и найти решение. 2025 год — очень тяжелый, предприятия «посыпятся» и без маркировки», — предупредил он.
Маркировка изделий легпрома проводится с 2021 года. С января 2021 года маркировались 4 артикула одежды, с начала 2024 года — более 100 артикулов, с марта 2025 года ожидается «третья волна маркировки» — ползунков, распашонок, носков, перчаток, купальников и нижнего белья.
Комментарий «Честного знака»:
«Затраты на введение маркировки минимальные и разовые. Для сокращения затрат со стороны участников и облегчения использование системы маркировки, оператором были созданы бесплатные решения. Например, участники могут воспользоваться программным обеспечением «Маркировка. Просто», объединяющем в одном месте заказ кодов маркировки, печать этикеток и ввод товаров в оборот. Также предприниматели могут использовать мобильное приложение «Честный знак. Бизнес» — оно позволяет оформлять документы без использования личного кабинета, напрямую в смартфоне. Более того, участникам доступен бесплатный сервис электронного документооборота ЭДО Лайт. Он уже интегрирован в личный кабинет системы маркировки «Честный знак».
К системе маркировки подключено уже практически 800 тысяч участников, большинство индивидуальные предприниматели. Для того, чтобы каждый из этих участников мог разобраться в любом этапе маркировки на сайте доступны бесплатные видеоинструкции. Разработано пространство для общения бизнеса «Честное сообщество», где каждый может получить ответ на свой вопрос или прочитать полезную статью о том, как работать с маркировкой. В месяц его посещает более 300 тысяч участников. Служба поддержки работает круглосуточно и готова предоставить помощь в любой момент.
На данный момент в работе системы не было обнаружено ни одного сбоя. В этом может убедиться каждый, благодаря онлайн-мониторингу «Пульс Маркировки», который отслеживает работу системы в режиме онлайн» — сообщили в ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).