Поступления от курортного сбора в бюджет Петербурга с начала года составили 207,5 млн рублей, в том числе 72,5 млн рублей за июнь, сообщил вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников. Сбор преобразуется в турналог, отельеры высказывают разные мнения о последствиях его введения. Между тем предприниматели других отраслей уверены, что гостиничное лобби сумело отбиться от навязанного курортного сбора, который было трудно администрировать.
Эксперимент по взиманию курортного сбора заканчивается в конце 2024 года. С 2025 года в соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, (приняты Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 10.07.2024) курортный сбор будет преобразован в туристический налог.
- Предприниматели неоднозначно отнеслись к преобразованию туристического налога, который так быстро вводят для всей территории страны, в отличие от курортного сбора, который был введен только в некоторых регионах.
Ранее отельеры жаловались на возросшие затраты в связи с администрированием сбора, тем более, что сами поступления от сбора пока представляются скромными, в отличие от планов. В озвученных ранее планах Смольного звучала цифра в 1 млрд рублей.
Чем же хорош турналог
“В отличие от фиксированного курортного сбора, который взимался с туриста, в этой версии турналог привязывается к цене продукта — чем выше его цена, тем выше налог. Это больно ударит по кошельку туристов с детьми и многодетных семей, которые отправляются на отдых в отели с наполненными сервисами (развлекательными и спортивными программами, детскими клубами, центрами красоты и здоровья и т.д.). «, — говорит Алексей Мусакин, вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) и генеральный директор Cronwell Management.
“Экспертное сообщество РСТ неоднократно предупреждало о негативных последствиях для отрасли, которые повлечет за собой введение нового налога. Помимо того, что это осложнит работу для существующих игроков рынка, усилит фискальную нагрузку на классифицированные гостиницы и увеличит долю “серого” сектора, это еще и отпугнет потенциальных инвесторов, которых отрасль сейчас старается привлечь для развития регионов. Уровень рентабельности бизнеса при таком подходе теряет всякую привлекательность. Нарастающий дисбаланс приведет к повышению стоимости размещения в гостиницах для потребителей, а значит и к снижению доступности туризма для россиян. Это тот случай, когда последствия станут негативными для всех участников процесса”, — говорит президент РСТ Илья Уманский, его слова приводит канал Кронвелл Групп в Телеграме.
Плательщиками туристического налога, согласно поправкам в Налоговый кодекс, будут компании и ИП, оказывающие гостиничные услуги. В 2025 году размер платежа не должен превышать 1% от оборота, в 2026-м — не более 2%, в 2027-м — не более 3%, в 2028 — не более 4%, а в 2029 — не более 5%. Также власти города смогут вводить дифференцированные ставки с учетом сезонности и категории отеля. Например, процент сбора может быть больше в пятизвездочных гостиницах, а в трехзвездочных меньше. Налог с размещения льготных категорий граждан взиматься не будет. Власти города смогут дополнить перечень исключений, приведенный в федеральном законе.
Туристический налог будут платить только классифицированные средства размещения. Их в Петербурге около 1100.
В общем, отельеры сходятся во мнении, что за все заплатят туристы, постояльцы отелей, а сами гостиницы вероятно поднимут цены на свои услуги. На 17 июля на сайте Авито тем временем предлагается 23 920 квартир посуточного найма в Петербурге.
Между тем предприниматели других отраслей предполагают, что быстрое принятие закона о туристическом налоге в числе поправок в Налоговый кодекс, есть результат усилий гостиничного лобби, отльеры ранее жаловались на ненужные трудозатраты в связи с курортным сбором. «Отельеры сумели отбиться от ненужной услуги», — говорят коллеги от других отраслей.
Что делать белым гостиницам?
«А за счёт чего гостиницам повышать цены? — спрашивает предпринимательница из Сочи, владелица аппарт-отеля Lorren Мария Андреева. — У нас в Сочи конкуренция растет, например, новые объекты каждый год начинают с демпинга. В моей гостинице 4*, работающей четвертый летний сезон, цены в этом году ниже, чем в 2021, хотя расходники все годы безбожно растут. Гости, даже очень обеспеченные, начинают экономить, ищут жилье на Авито, даже за 20 тысяч в сутки не боятся там бронировать. Что делать белым гостиницам? В этом году я продлевала сертификат звездности, так сразу новые коршуны налетели со своими требованиями и дополнительными затратами.
Курортный сбор хоть как-то можно было объяснить гостям, и все это адекватно воспринимали. А теперь просто отель из своего дохода будет оплачивать налог. Ну не прибавлю же я эти условные 100 ₽ к стоимости суток. Были сутки 20 000₽, стали 20100₽. Смешно».