Частное образование — удел энтузиастов

Дефицит мест и потребность в особых условиях дает возможности для роста частному образованию в Петербурге, помогает развиваться как частным детским садам, так и школам, а также спортивным, музыкальным и прочим учебным заведениям дополнительного образования. Кроме того, частные детские сады и школы — это социально-ориентированная форма малого бизнеса, здесь нет погони за прибылью. Что о своем бизнесе говорят специалисты.

Ученики частной школы «Паскаль лицей». Фото: архив ЧОУ «Паскаль лицей»

О том, что с дефицитом мест в школах и детских садах постоянно борются, власти города заявляли неоднократно. Так дефицит мест в образовательных учреждениях будет полностью ликвидирован в 2024 году, обещал губернатор Александр Беглов и призвал строителей «не жульничать», а вводить больше детских садов и школ, сообщает РБК Петербург +.

Между тем вместе с государственными школами и садами, на рынке образования работают частные. Частных детских садов в Петербурге за последние годы стало меньше. Но это касается именно лицензированный частных детских садов. «Частным детским садиком называют много чего — чаще всего это группы ухода и присмотра за детьми, — говорит Наталья Потемкина, директор частного дошкольного образовательного учреждения педагогических новаций и технологий «Учебный центр Прессто». — Услуги по уходу и присмотру не подлежат лицензированию, однако согласно закону «Об образовании в РФ» оказывать их могут те организации, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это требование связано с тем, что только в процессе лицензирования можно получить заключение Роспотребнадзора на соответствие условий, созданных для детей, нормам СанПиН».

Идут за альтернативой

Снижение числа лицензированных частных детских садов происходит ещё и потому, что в городе нет и не строится помещений, которые пригодны для их открытия. Требования СанПиН, антитеррористической и пожарной безопасности одинаковы как в отношении помещений крупных государственных, так и в отношении малокомплектных частных детских садов.

Наталья Потемкина, руководитель «Учебного центра Прессто»

В Петербурге около 80 частных детских садов, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и около 600 частных учреждений, которые осуществляют дневной уход и присмотр за детьми. Более 50% этих организаций — либо социально-ориентированные НКО или представители МСП, имеющие статус социального предпринимателя.

Что касается клиентов частных детских садов, сюда идут либо за альтернативными программами обучения, либо за группами малой наполняемости, особенно, в густонаселенных районах, например, в Приморском, Калининском, Выборгском, если в государственных садиках — в группе до 30 детей, то в частном — может быть 10-15. Кроме того, там учитывают, что дети могут быть с особыми потребностями, например, не смогли привыкнуть к большой группе  — а здесь семейная обстановка.

  • Кроме того, в городе не хватает речевых детских садов — с логопедом и психологом. Не хватает также мест для детей от 1 года до 3, решить эту проблему берутся частные садики, говорят специалисты.

Высокозатратный и низкомаржинальный

Если рассматривать частную школу и частный детский сад как бизнес, говорит Наталья Потемкина, то там почти нет прибыли, это бизнес высокозатратный и низкомаржинальный, и прежде чем ты начнешь получать доход, пройдет немало времени. «Кому нужна быстрая прибыль, лучше открыть шиномонтаж, мойку или алкомаркет. Поэтому частные школы и частные детские сады открывают энтузиасты», — говорит эксперт.

Только оборудование пищеблока может стоить больше 2 млн, а еще для детского сада нужно купить мебель, игрушки, учебные пособия, сделать ремонт, помещение детского сада на 3-4 группы может стоить и 100 млн рублей, а кредит на такой бизнес не выдаст ни один банк.

На аренде также не получится сэкономить, так как  коэффициент социальной значимости, снижающий стоимость аренды, распространяется только не те помещения, что сдает в аренду город. Если у частных застройщиков есть помещение под детский сад, его также забирает город. То есть, частникам открывать детские сады по сути негде — можно вкладываться в перепланировку существующих помещений, но это грозит существенным повышением стоимости проекта. А если не перепланировать их — не получить лицензию. Поэтому численность частных детских садов снижается.

  • Также влияет на ситуацию и поддержка государства. «Например, в Ленинградской области и 52 регионах РФ есть субсидия для частного учреждения на содержание имущества — 16 тыс в мес, на уход и присмотр, но садик должен стоить для родителей не более 5 тыс в месяц. Они получают на группу 16 тыс на каждого ребенка. В Петербурге такая субсидия не предусмотрена», — говорит Наталья Потемкина и добавляет, что субсидия бы снизила цену на посещение садика.
  • Владимир Андреев, директор частной школы «Обучение в диалоге»
  • Государство строит детские сады — теперь это нередко здания с бассейнами, игровыми площадками, спортивными залами, современными пищеблоками. Конкурировать с ними частникам сложно. Но дефицит мест и потребность в особых условиях сохраняется, поэтому частные детские сады будут развиваться. И это касается не только особых потребностей «богатых родителей», а вообще всех родителей маленьких петербуржцев, считает Наталья Потемкина, частные детские сады в нашем городе — это, прежде всего, социально-ориентированная сфера бизнеса.

Как говорит Наталья Потемкина, на рынке частного дополнительного образования недавно появился положительный момент — государство ввело сертификаты на оплату дополнительного образования детей. «Но система будет эффективно работать в том случае, если данный сертификат можно будет использовать как частичную оплату за кружки, — говорит Наталья Потемкина, — сейчас это запрещено».

Частных детских садов согласно данным геоинформационной системы 2ГИС — 665, но как говорилось выше, не все они таковыми являются. Среди заметных — сеть садов «Радуга» — 28 филиалов, Mary Jane, «Улыбка», «Кидсландия» и другие.

Индивидуальный подход

Всего в Петербурге согласно 2 ГИС — 137 частных школ, среди них школы «Дипломат», «Взмах», «Паскаль», «Обучение в диалоге», «Или», «Школа экономики и права», и другие. Многие включают в свои программы и программу детского сада.

  • Частные школы выполняют примерно такую же функцию, как в частные детские сады — оказывают образовательные услуги тем детям, у которых обучение в государственных школах вызывает затруднения. Или, например, они профессионально участвуют в спортивных соревнованиях и не могут ходить на уроки в обычную школу ежедневно. Ученики в частных школах также могут выбрать индивидуальный план обучения.

Как рассказывают педагоги, «сейчас настало такое время, что дети в своем большинстве не очень-то хотят учиться в школе, — говорят они, — и наша задача снять этот страх перед учебой, помочь ребенку полюбить процесс обучения и этот навык закрепить на всю жизнь».

Учителя в таких школах также непрерывно учатся вместе с учениками, как это построено, например, в одной из старейших школ Петербурга «Обучение в диалоге», которой в 2023 году исполняется 35 лет. Ее создал в далеком 1988 году петербургский учитель-новатор Владимир Андреев.

Как говорят родители учеников частных школ, отличие частных об государственных общеобразовательных школ в том, что там нет прессинга, можно согласовать особое расписание или даже учиться онлайн. Главное отличие в — индивидуальном походе. Сдавать контрольные работы можно в течение четверти.

Многие школы получают государственную дотацию по линии комитета по образованию Петербурга и без этой дотации им не выжить. Дополнительно школы зарабатывают на ведении сервисов, репетиторстве и кружках по интересам. Объем рынка услуг частного дошкольного и школьного образования Петербурга по подсчетам экспертов составляет не менее 10-15 млрд рублей в год.

Частные спортивные школы

Частные спортивные школы получили развитие около 10 лет назад. Руководитель отделения футбольной школы для детей «Футболика» в Новом Сертолово Алексей Петров, считает, что частные спортивные школы практикуют более индивидуализированный подход к своим ученикам и, главным образом, дают возможность укрепить здоровье и овладеть спортивными навыками.

Алексей Петров, руководитель филиалов частной школы «Футболика», на тренировке
  • «Частные школы занимаются набором воспитанников и здесь не надо нормативов или строгого соответствия определенному возрасту, как в госшколе -там ведется отбор по возрастным категориям и нормативам. Поэтому в частных школах с точки зрения сервиса — лучше», — рассказывает Алексей Петров.

Отделения школы «Футболика», а у Алексея Петрова их открыто по франшизе два, обучают около 200 детей с 3 до 12 лет в игровой форме. «Им легче заниматься в небольшом коллективе, где есть определенная направленность, нежели там, где много направлений спорта. Индивидуальный подход выражается и в обратной связи для родителей, в госшколе этого меньше», — говорит Алексей Петров. После достижения детьми 12 лет и овладения навыками футбола дети могут поступать в спортивные школы и даже при желании пробовать себя в школах при футбольных клубах.

То есть, основная функция частных спортивных школ — также, скорее, социальная, привить детям любовь к спорту и подготовиться к возможному дальнейшему обучению. «Кроме того, стоит задача по индивидуальному развитию ребенка», — говорит Алексей Петров. Всего у школы «Футболика» в Петербурге 55 филиалов. В городе также работают филиалы футбольной школы «Смена» (9 филиалов), «Чемпионка» (4 филиала), «Юниор», школа плавания «Аквастар юниор» (28 филиалов) и школы других спортивных направлений — конкуренция высока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс