Предприниматели комментируют забастовку курьеров «Яндекс.Еды»

Профсоюз «Курьер» анонсировал забастовку курьеров «Яндекс.Еды» в Москве и Петербурге с 20 по 25 декабря. Курьеры требуют повышения ставки, улучшения условий труда. Бизнес, пользующийся услугами сервиса, полагает, что это последствия слияния компаний Яндекс.Еда и Delivery Club. 

Курьеры Яндекс.Еды объявили о проведении забастовки 20-25 декабря. Но по данным компании они работают, как и работали ранее

Требования курьеров такие: возвращения оплаты за заказ в размере 110 руб., заключение трудовых договоров вместо договоров ГПХ, пересмотр системы штрафов и уменьшения зон доставки (до 2 км для пеших курьеров и до 3,5 км для автомобильных). В сообщении профсоюза сказано, что курьеры «Яндекс.Еды» не только откажутся от смен, но и попытаются саботировать работу ресторанов и кафе, задерживая очереди на кассах, цитирует профсоюз «РБК Петербург».

Что-то происходит

«Уже куча плановых смен лежат не разобранными курьерами на дни забастовки, что говорит о том, что Яндекс испытывает значительную нехватку курьеров», — заявили РБК Петербург в профсоюзе, однако затруднились назвать точное количество бастующих. Ранее там сообщали, что более 600 курьеров «Яндекс.Еды» собираются устроить забастовку, отказываясь от заказов в течение пяти дней.

В пресс-службе «Яндекса» эту информацию опровергли, сообщив, что на доставки в Петербурге вышло на 24% больше курьеров, чем неделей ранее (в Москве — на 12%). «Сервис работает штатно, сделать заказ можно из ресторанов и магазинов продуктов», — подчеркнули в компании. В «Яндексе» отметили, что декабрь — время самого высокого спроса на доставку и рекордных заработков у курьеров за счет повышенного спроса на их услуги, бонусов и повышающих коэффициентов. По данным компании, сейчас доход курьеров в Москве и Петербурге в среднем составляет 350-450 руб. в час или 75 тыс. руб. в месяц и может достигать 160 тыс. руб. Для сравнения: по данным Петростата, средняя зарплата в Петербурге — 80 770 руб. (данные за сентябрь 2022 года).

Профсоюз «Курьер» существует с июня 2020 года. В ноябре 2021 года большой резонанс получила информация о забастовке курьеров Delivery Club в Петербурге, тогда, по данным профсоюза, число бастующих превышало 700 человек. Они были недовольны расширением зоны доставки с одного на несколько районов, штрафах за опоздания и блокировкой недовольных сотрудников. В Delivery Club конфликт с курьерами отрицали.

История вопроса

В августе 2022 года года «Яндекс» и VK объявили об обмене активами, в результате которого «Яндексу» достался сервис по доставке еды Delivery Club. «СДП» тогда предсказывал рост цен на доставку и снижение конкуренции.

Так и вышло, говорят предприниматели. «Раньше за доставку они брали 14%, — рассказывает Михаил Гусейнов, сооснователь сети кофеен «Чайникофф», — а теперь — 35%. Они объединились и повысили плату в два раза. Раньше можно было уйти от одного доставщика к другому, а теперь такой возможности нет. Все это последствия снижения конкуренции. И ФАС в августе этого года сделку проморгал».

Другие участники рынка, владельцы ресторанов формата  dark-kitchen, считают, что цены не выросли. «14% за доставку, возможно, были только у крупного бизнеса. Малый бизнес, как работал до слияния, отдавая Яндекс.Еде 30-35%, так и продолжает работать по этим ценам», — комментирует участник рынка.

Только, как рассказывают владельцы ресторанов, чаевые, которые поступали курьеру через приложение, доставались ему не полностью — часть их забирала компания.

Предприниматели говорят, что важно какой % с заказа они отдают курьерам — в этом может быть корень проблемы.

«Но, очевидно, что у Яндекса есть проблемы с курьерами: я сам часто заказываю и не редко доставка может занимать 40 минут или час, так как Яндекс не может найти курьера, — говорит Сергей Жилкин, сооснователь сети Pita»s. — В целом, я думаю, это связано с общим дефицитом кадров, который наблюдается на фоне ситуации в стране. Дефицит кадров всегда сопровождается дополнительными требованиями со стороны работников. Они же тоже понимают, что они так сказать становятся дефицитным ресурсом, а значит и стоимость такого ресурса должна быть выше».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс