Покупка «Яндексом» крупнейшего в России сервиса доставки еды Delivery Club грозит ростом цен на доставку. «Свое дело плюс» узнал у экспертов, как может измениться рынок объемом 329 млрд рублей и вырастут ли тарифы у курьеров.
По заверениям «Яндекса», сайт и приложение Delivery Club будут работать, как и прежде, а бренд сервиса доставки еды продолжит развиваться. Однако слияние Delivery Club и собственной службы доставки Яндекса «Яндекс.Еда» позволит увеличить число заказов на квадратный километр за счет перехода на единую технологическую платформу. Курьеры начнут больше зарабатывать, а потребители — получат более широкий выбор ресторанов, из которых они смогут оформить доставку, говорится в релизе компании.
Однако, По мнению Федора Овчинникова, основателя сети ресторанов «Додо Пицца», объединение «Яндекс.Еды» и Delivery Club приведет к неизбежному росту цен на меню доставки в ресторанах. Почему? Эксперт считает, что агрегаторы доставки еды в настоящий момент — убыточный бизнес. «Почти монопольное положение крупнейшего агрегатора приведет к повышению ставок для ресторанов, это приведет к неизбежному росту цен на меню доставки в ресторанах», — пишет Овчинников в своем канале Telegram.
Как отмечает Овчинников, сеть «Додо Пицца», в которой с 2017 года работает своя служба доставки, повышать цены не будет и не планирует вводить платную доставку.
Цены
Мнение Овчинникова разделяет основатель сервиса доставки здорового питания BeFit Михаил Немцан, он также полагает, что комиссия агрегаторов повысится, а, значит, цены вырастут и для конечного потребителя.
«Известный факт, что Яндекс.Еда и Delivery-Club работали в минус. Обладая монопольным положением, Яндекс, скорее всего, поднимет комиссию для ресторанов чтобы вывести экономику в плюс. А рестораны, в свою очередь, вынуждены будут поднять цены на доставку.
Причем, насколько я знаю, оба агрегатора тщательно смотрят за тем, чтобы цена на сайте ресторана не отличалась от той цены, по которой могут купить через Яндекс/DC.
Таким образом цены на доставку будут подняты и для прямых клиентов ресторана. Это, в свою очередь, приведет к корректировке размеров рынка доставки. Однако нельзя также забывать про возможный локдаун из-за ковида. Если он повторится, то рынок вновь вырастет», — говорит Михаил Немцан.
Несмотря на общую ситуацию и довольно жаркое лето, по словам Михаила Немцана, оборот BeFit вырос на 60% к прошлому году. «Мы получаем с агрегаторов меньше 1% от общего объема заказов, поэтому на нас не скажется особо поглощение DC Яндексом», — уверен эксперт.
Сервисы расширятся
Григорий Кунис, управляющий сервиса доставки продуктов питания igooods, считает, что в ближайшей перспективе (1-2 года) для потребителей и ресторанов слияние «Яндекс.Еды» и Delivery Club — это хорошая новость.
«Сервисы расширятся за счет интеграции между двумя крупнейшими провайдерами услуги. Для Яндекса это отличная возможность значительно сократить расходы на маркетинг, так как в гонке за лидерство «Яндекс» и Delivery Club вкладывали очень значительные средства, чтобы обойти друг друга.
Возможно будут снижены тарифы для курьеров, но при этом они смогут выполнять больше заказов за счет их перекидки между «Яндекс» и Delivery . Предполагаю, что зарабатывать курьеры смогут столько же или даже больше, а при этом у сервисов снизятся расходы на заказ.
А вот через несколько лет ситуация может поменяться. Сейчас «Яндекс.Еда» и Delivery Club убыточны, и им захочется когда-нибудь наконец-то выйти в плюс. Яндекс может решить и сделать повышение тарифов для клиентов. Ему никто помешать не сможет», — делится Григорий Кунис.
«Самокат» приспосабливается
Но не у всех доставщиков так хорошо складываются обстоятельства. Низкая эффективность бизнеса стала причиной ухода компании «Самокат» с рынка в 15-ти городах страны, таких как Арзамас, Салават, Жуковский, Сергиев Посад, Дмитров, Наро-Фоминск и других. «Самокат» специализируется на экспресс-доставке продуктов из собственных дарксторов. Согласно информации на официальном сайте, компания продолжает работать в 49 городах России.
В начале 2022 года «Самокат» запустил доставку готовой еды из сети ресторанов «Шоколадница» и торговой сети «Азбука вкуса». Также в ассортименте у «Самоката» в Москве появилась еда из сети ресторанов «Грабли» и сервисов Justfood, Creative Kitchen и прочих. В мае в тестовом формате компания начала осуществлять платную доставку в нескольких городах России, но уже в августе отказалась от этой идеи.
По оценке Data Insight, в 2021 году рынок доставки продуктов питания в России достиг объема 329 млрд рублей: +159% к 2020 году. Количество заказов увеличилось на 244% – до 237 млн.
В апреле 2022 года аналитический проект Tinkoff Data опубликовал исследование рынка доставки готовой еды и блюд из ресторанов и кафе, изучив обезличенные данные по транзакциям более 20 млн клиентов «Тинькофф».
Так, в 2022 году в пятерку лидеров на рынке доставки еды из ресторанов и кафе вошли Delivery Club, «Яндекс.Еда», «Бургер Кинг», «Макдоналдс» и «Додо пицца».
Москва, Санкт-Петербург и Московская область ожидаемо вошли в топ 3 регионов, жители которых активнее всего пользуются доставкой из ресторанов, совокупно они занимают более 50% рынка по сумме трат, исследовал Tinkoff Data.