В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает возможность для самозанятых и ИП, работающих в сфере такси, продолжать использовать нелокализованные автомобили до 2033 года, пишет «Ъ».
![]()
В законе о локализации такси могут появиться послабления для водителей, оформленных как самозанятые или ИП. На рассмотрении Госдумы находится законопроект, предполагающий, что до 2033 года они смогут продолжить работу на импортных автомобилях. Но нелокализованными в каждом регионе смогут оставаться не более 25% машин. Рынку такси эта квота видится недостаточной. Автопроизводители же против любых послаблений: они отдаляют транспортную отрасль от импортозамещения.
Водители, оформленные как физлица, могут получить право вносить в региональный реестр такси личные нелокализованные автомобили. Квота для них составит 25% от общего числа зарегистрированных в субъекте машин на начало года. Такие поправки к закону о локализации такси внесли на рассмотрение Госдумы депутаты Анатолий Выборный, Антон Гетта, Ахмед Догаев, сенатор Константин Басюк и другие парламентарии 30 октября, следует из информации на sozd.duma.gov.ru.
- Законопроект предполагает, что рассчитывать квоту будут от числа водителей в регионе за предшествующий год, следует из документа.
- Предполагается, что проводить оценку будет Минтранс.
- При исчерпании лимита на календарный год попасть в реестр такси водители-частники смогут только в следующем году.
- Механизм, по задумке авторов документа, будет действовать до 2033 года.
В Минтрансе и Минпромторге оперативно не ответили.
Закон о локализации такси вступает в силу 1 марта 2026 года. С этого момента в отраслевом реестре могут быть зарегистрированы только автомобили из утвержденного перечня. Пока в нем 22 модели от шести брендов: Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич». Исключения предусмотрены только для операторов такси в Калининградской области и на Дальнем Востоке. К ним требования о локализации будут применять с марта 2028 года и марта 2030 года соответственно.
Послаблений для задействованных в такси самозанятых и индивидуальных предпринимателей ранее добивался бизнес. Деловое сообщество опасается, что введение для них требований по локализации автомобилей приведет к оттоку с легального рынка в 2026 году 200 тыс. водителей. Это специалисты-совместители, занимающиеся извозом на личных автомобилях. Депутаты в пояснительной записке указывают, что самозанятые водители занимают основную долю на рынке такси. Каждый второй владелец нелокализованного автомобиля не допускает приобретения отдельной машины. Авторы инициативы не исключают, что из отрасли могут в итоге уйти до 51% водителей, или 507 тыс. человек.