В Петербурге АО «Романов» в ноябре запускает серийное производство тяжелых полноприводных грузовиков БАЗ. Более 90% комплектующих для грузового транспорта БАЗ – российского и белорусского производства, заявляют в компании, которая с 2024 года готовилась начать выпуск продукции на месте, где до 2022 года собирались автомобили европейских автобрендов Scania и Man.

Завод перед переходом на массовый выпуск продукции посетил уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Валерий Калугин.
Завод БАЗ площадью 20,1 тыс. м2 расположен в промзоне Шушары в Петербурге. Компания, которая развивает бизнес — АО «Романов», это предприятие, входящее в АО «Концерн ВКО Алмаз-Антей», основанное в январе 2024 года. Деньги, которые инвестированы в проект — 6,5 млрд руб. — в основном, заемные с господдержкой, рассказал генеральный директор АО «Романов» Дмитрий Гречухин.
- Производственную площадку в Шушарах, где теперь развивается БАЗ, ранее арендовала компания «Ман Трак энд Бас Продакшн Рус», «дочка» немецкого концерна Volkswagen. Совместно со «Скания-Питер» (также входит в Volkswagen) она учредила «Трак Продакшн Рус», которая собирала грузовики Scania и Man. В 2022 году производство прекратилось, активы передали местным дилерам, а само «Трак Продакшн Рус» объявило о ликвидации. С февраля 2024 года площадку арендовало АО «Романов».

Как подчеркивают в компании, «Романов» — не является преемником европейских производителей, технологии, которые используют в компании – отечественные. Интересно, что более 90% деталей и комплектующих автомобилей — российского и белорусского производства.
Российские, как и детали и комплектующие, более чем на 90%. Персонал на завод был набран заново, создано 800 рабочих мест. Оборудование также закуплено новое. «От Man осталась только установка для окраски деталей», — подчеркнул Дмитрий Гречухин. Первые прототипы новых автомобилей появились уже в 2023 году.
Сейчас на предприятии, трудятся выпускники различных технических ВУЗов России, в т.ч. выпускники Политехнического университета и Военмеха СПб.
В ноябре предприятие начинает выпуск автомобилей серийной сборки. На первом этапе, в следующем году, планируется выпустить порядка 700 автомобилей, затем увеличить их число до 1400-1700 и до 2028 года довести выпуск до 2 тысяч автомобилей. Всего потребности рынка тяжелых грузовых автомобилей в России в компании оценивают в 8-9 тысяч единиц в год.
Для того, чтобы проект заработал, был подписан специальный инвестиционный контракт между Минпромторгом, правительством Петербурга и АО «Романов».
Кто покупатели
Покупатели большегрузных автомобилей повышенной проходимости — в основном, это предприятия газовой и нефтяной индустрии, работающие в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, но не только, такие автомобили нужны везде, где идет строительство, как зданий, так и дорог.
Компания заключила договоры с партнёрами в различных регионах России по сервисной поддержке и в настоящее время уже есть 46 точек послепродажного обслуживания, специалисты которых проходят обучение по обслуживанию грузовых габаритных автомобилей БАЗ.
![]()
- Розничная цена автомобилей начинается от 16 млн руб. Гарантия на автомобиль — 24 месяца или 150 тыс. км пробега. Первые автомобили производства АО «Романов» уже работают на различных предприятиях, которые панируют закупать в свои парки БАЗы.
Интересно, что более 90% деталей и комплектующих автомобилей — российского производства, говорят в компании.
Автомобили БАЗ предназначены для внутреннего рынка, однако российская сертификация предполагает реализацию продукции и в странах, со схожим техническим регламентом транспортных средств — в странах ЕврАзЭС.
Бренд и корни
Название акционерного общества «Романов» связано с историей развития российского автомобилестроения – с выдающимся для своего времени русским инженером-изобретателем Ипполитом Владимировичем Романовым (годы жизни 1864-1944).

Ипполит Романов работал под Петербургом, в Гатчине, и известен как создатель первого российского электромобиля.
Новый российский производитель грузовых габаритных шасси, подтверждает свою сопричастность к развитию отечественного автомобилестроения и своим вкладом стремится усиливать инженерные компетенции Петербурга, заложенные еще в XIX веке русскими инженерами.
Знакомство с производством
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Валерий Калугин и заместитель прокурора Пушкинского района Петербурга Михаил Носенок осмотрели производственные мощности предприятия. В ходе обсуждения были затронуты вопросы поддержки промышленных предприятий. В частности, отмечен дефицит опытных инженеров-конструкторов и ограниченность доступных производственных площадок, особенно в государственном секторе аренды. Несмотря на скорое открытие Особой экономической зоны в Шушарах, свободные участки в ней уже полностью распределены.

Валерий Калугин подчеркнул важность системного подхода к развитию промышленности: «На мой взгляд, всю промышленность любых масштабов целесообразно переводить в особые экономические зоны. Это создает предсказуемые условия для бизнеса и способствует его устойчивому росту», — сказал он. «Нам очень важно знать, что происходит на местах», — подчеркнул уполномоченный.
Валерий Калугин регулярно посещает промышленные предприятия Петербурга, так в ноябре 2024 года бизнес-омбудсмен посетил петербургскую фабрику одежды «Помпа», где он исследовал систему маркировки и организацию производства одежды.