Уполномоченные по защите прав предпринимателей обратятся в Госдуму

Всероссийское совещание по вопросам налогообложения МСП и налоговой реформы, организованное Альфиром Бакировым, бизнес-омбудсменом Ярославской области, состоялось онлайн среди уполномоченных по защите прав предпринимателей различных регионов России и предпринимателей. Обсуждали грядущую налоговую реформу, и пришли к выводу, что совсем не принимать то, что выдвинуло правительство, невозможно, но резервы есть.

На рынке «Садовод» по-прежнему можно купить все. Фото: из соцсети журналиста Мити Самойлова

Речь идет прежде всего об гигантском пласте теневого сектора, который базируется на складах московских рынков  «Садовода», «Люблино», «Апраксина двора» в Петербурге и многих других подобных в регионах. Там продаются огромные объемы товара, который не прошел таможенную очистку, за него не заплатили пошлин, сборов, налогов, его, как правило, не промаркировали, рассказал выступающий на совещании предприниматель из Воронежа Павел Мартыненко.

Он предложил ввести патент по импорту. Такой патент принес бы в бюджет огромную сумму, потому что позволял бы очистить гигантские объемы товара, и это не только одежда, это бытовая техника, обувь, и многое другое, что продается на оптовых рынках. В Ассоциации розничной торговли уверены, что речь идет о триллионах. И тогда эти «несчастные» 200 млрд руб, которые в правительстве планируют собрать дополнительно в результате налоговой реформы, загубив весь малый бизнес, говорят там, покажутся крохами.

Центробанк еще в апреле 2018 года оценивал оборот теневых московских рынков в 600 млрд рублей. Большая часть этой суммы конвертируется в криптовалюты и уходит в Китай, заявил тогда представитель регулятора. Вряд ли эта сумма с тех пор стала меньше.

На северах бизнесу не выжить

На совещании также выступили представители Дальнего Востока и Крайнего Севера, в том числе, Арктических регионов, таких, как Якутия. Альбина Кычкина, уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики (Саха) Якутия, просила обратить на социальные последствия законопроекта о налоговой реформе и рассказала о том, что патент просто необходим маленькими магазинчикам и грузоперевозчикам, у которых право работать на патенте отнимают. И объяснила почему. «В арктических регионах, в Якутии, в частности, нет сетевых гипермаркетов, есть только маленькие магазинчики, на 90% принадлежащие малому бизнесу. И грузоперевозки товаров, продуктов питания к ним осуществляют такие же малые перевозчики.

Если у них отнимут право работать на патенте, они просто закроются, и некому будет работать», — сказала Альбина Кычкина. Проблемы можно умножить на 10, подчеркнула она, говоря о перечислении трудностей, с которыми столкнутся предприниматели. На УСН больше 1% от оборота, если взять во внимание все условия работы в регионе, они платить не смогут. Уполномоченный попросила оставить «для северов» пониженные страховые взносы и оборот «хотя бы» в 60 млн руб, который появился в прошлом году.

Выступали представители Дагестана, Северной Осетии, которые добавили к предложениям сохранить льготные условия для труднодоступных горных районов.

Представитель табачной торговли с цифрами в руках разложил весь свой бизнес на новых налогах и показал, что в итоге бизнес оказывается в минусе, причем, весьма заметным, и зачем тогда им заниматься? Также прозвучало то, что такого количества квалифицированных бухгалтеров, чтобы вести бухгалтерию с НДС, в стране нет.

И ситуация в малом бизнесе — близка к панической.

Предложения бизнес-омбудсменов

Предложения — на 2026-2027 годы оставить оборот 60 млн на УСН, не изменять понятие розницы для патента. Это ключевой момент, так как розница — самый большой сегмент малого бизнеса и патентная система налогообложения касается именно ее. Грузоперевозчикам также оставить патент, но запретить самозанятым заниматься перевозками. «За патент нужно биться», — прозвучало на конференции.

Каждый регион — уполномоченные по защите прав предпринимателей — должны представить предложения и статистику от регионов, прозвучало на совещании. Статистика печальная — малый бизнес сокращается активными темпами. В каждом регионе закрылись десятки и сотни малых компаний.

  • Обращения уполномоченных к депутатам: они должны настаивать на парламентских слушаниях законопроекта. Принятые налоговые новации вводить поэтапно. «Нельзя допустить уход бизнеса в тень», — отметил Альфир Бакиров.

Уход легального малого и миробизнеса с рынка даст веерный эффект — его почувствуют не только налоговики, но и банки, кассы, маркировка, ставшие безработными сотрудники, считают в Ассоциации розничной торговли.

Предложения уполномоченных отправятся в Госдуму и другие органы федеральной власти.

Напомним, что правительство предложило с 1 января 2026 года переход с упрощённой системы налогообложения (УСН) на налог на добавленную стоимость (НДС) и отмену патентной налоговой системы (ПСН) для большинства ИП, а также снижение доходного порога с 60 миллионов до 10 миллионов рублей в год и увеличение ставки НДС с 20% до 22%.

Рейтинг
( 48 оценок, среднее 4.94 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс