Малый бизнес подумал и предложил корректировку налоговой реформы

Малый и микробизнес подумал и предложил свою корректировку налоговой реформы. Предприниматели из разных отраслей, межотраслевых чатов, в том числе, легпрома, торговли, промышленности, сектора услуг, подготовили свои предложения и отправили их в Законодательное собрание Петербурга, уполномоченному по защите прав предпринимателей Петербурга Валерию Калугину, в Госдуму — депутатам Александру Демину, Алексею Веллеру, Валерию Гартунгу, в Совет Федерации — сенаторам Андрею Кутепову, Ивану Евстифееву, главе Минэка Максиму Решетникову и главе Минпромторга Антону Алиханову.

Налоговую реформу с увеличением НДС до 22% и уменьшением порога на УСН до 10 млн руб, а также фактическую отмену патента, обсуждают в комитетах до 22 октября

Основой предложений стали обсуждения в Национальном межотраслевом союзе предпринимателей (НМСП), организованом при аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве, РОО «Содействие малому бизнесу», Ассоциации розничной торговли и других объединений. Изменения в налоговом законодательстве обсуждают в Госдуме до 22 октября. И ниже — и предложения, и мнения малого, среднего и микробизнеса.

«Предлагаемое изменение законодательства о налогах, — пишут предприниматели, — которое затронет каждого предпринимателя в России с 1 января 2026 года, связанное с переходом с упрощённой системы налогообложения (УСН) на налог на добавленную стоимость (НДС) и отменой патентной налоговой системы (ПСН) для большинства ИП, вызывает огромное беспокойство у бизнес сообщества. Предложение снизить доходный порог с 60 миллионов до 10 миллионов рублей и поднять ставку НДС с 20% до 22% ухудшит положение малого и среднего бизнеса по всей стране.

Подобное снижение доходного порога в шесть раз представляется абсолютно неадекватной мерой.
Малый и средний бизнес, который является основой экономики, столкнется с невозможностью адаптироваться к столь резким изменениям.

Повышение НДС на 2% также существенно скажется на расходах предприятий и одновременно отразится на конечных потребителях, так как цены на товары и услуги неизбежно возрастут.
Это приведет к усилению инфляции и снижению покупательной способности населения, углублению экономического кризиса, повышению социальной напряженности, ухудшению демографической ситуации.

Более того, такие радикальные изменения приведут к тому, что многие бизнесы (до 50%) будут вынуждены закрыться, что значительно уменьшит налогооблагаемую базу и сократит поступление налогов. Кроме того, это приведет к уходу части бизнеса (до 30%-35%) в «серую зону», избегая официальной регистрации из-за непомерных налоговых нагрузок. Это отрицательно скажется на деловом климате и налоговых поступлениях государства.

Особенно негативно это скажется на микробизнесе, ИП, работающих без сотрудников или с числом сотрудников до 5 человек, которые составляют почти 70% от всей численности МСП.

Так как изначально эта форма имела льготное налогообложение наряду с повышенными рисками, такими как — ответственность всем своим имуществом, сложность с привлечением инвестиций, необходимость платить страховые взносы даже в случае отсутствия деятельности и дохода, отсутствие налоговых вычетов, минимальная пенсия — от 8 500 до 13 000 руб в среднем по стране. С принятием налоговых изменений все минусы остаются, а все плюсы убирают. Один предприниматель, имеющий ограниченные ресурсы, приравнивается к крупному бизнесу.

Мы не можем допустить столь серьёзное ухудшение условий для предпринимательства. Призываем правительство к пересмотру данных инициатив, чтобы поддержать рост и развитие малых и средних предприятий, а не загонять их в угол. Малый и средний бизнес заслуживает поддерживающей, а не подавляющей политики.

Наши предложения по вопросу поддержки отраслей экономики Российской Федерации в условиях внесения планируемых изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

1. Установить временный порог УСН/патента на уровне не ниже 30 млн руб. с обязательной ревизией через 12 месяцев по результатам отраслевых расчётов. (Альтернатива: сохранить 60 млн для наиболее уязвимых форм бизнеса ( микробизнеса) и понизить до 30 млн только для высокомаржинальных сегментов после верификации.)

2. Оставить патентную систему налогообложения для микробизнеса с площадью до 50 м2

3. Ввести явно прописанный переходный период не менее 12 месяцев для всех субъектов, подпадающих под изменения.

4. Начислять НДС только на сумму, превышающую порог: примерная формула — НДС начисляется на выручку сверх установленного порога за отчетный период. Это снижает шоковую нагрузку на малые предприятия.

5. Ввести возможность применения нулевой или пониженной ставки НДС для B2B‑операций в переходный период (при подтверждении трафика через контрагентов с НДС).

6. Ограничить применение НДС к операциям B2C в ряде розничных категорий (включая мелкую розницу, автосервисы, предметы первой необходимости) на период перехода.

7. Разработать «сезонные» и «региональные» пороги для отраслей с низкой маржой и высокой сезонностью.

⁠8. Сохранить или расширить использование патентных режимов для отдельных видов торговли/услуг (розничная торговля в малых населённых пунктах, автосервисы, услуги) с площадью до 150 м2.

9. Автоматизация учета НДС: внедрить механизмы безбумажного отражения операций через ОФД/маркетплейсы/кассы (минимизировать ручные операции).

10. Ввести упрощённый порядок возмещения НДС для МСП (например, ускоренная процедура возмещения, авансовое возмещение при выполнении определённых условий).

11.⁠ ⁠Возможность применения «агентской модели» для маркетплейсов: площадки удерживают и перечисляют НДС с реализаций нерезидентов/мелких продавцов.

12.⁠ ⁠Компенсация затрат на маркировку, кассы и интеграцию ЭДО: субсидии до 100% капитальных затрат для микро‑точек (с лимитом на единицу — например, до 150–300 тыс. руб.), частичная компенсация для малых предприятий (до 50%).

13.⁠ ⁠Целевые гранты и субсидированные кредиты для модернизации IT/логистики (включая переход на ЭДО и облачные бухгалтерские системы).

14.⁠ ⁠Усиление таможенного контроля и обязательная маркировка импорта в ключевых категориях; обеспечить функционирование маркировки для лёгкой промышленности и текстиля в рабочем порядке.

15.⁠ ⁠Привязать допуск к маркетплейсам к обязательной регистрации продавцов, предоставлению реестра поставщиков и подтверждению статуса плательщика НДС/регистрации в РФ.

16.⁠ ⁠Ввести ответственность маркетплейсов за систематическое предоставление площадки продавцам‑нарушителям (штрафы, блокировки).

17.⁠ ⁠Механизмы контроля ценового демпинга (антидемпинговые правила для внутренних продаж, усиление контроля за «гаражной» торговлей).

18.⁠ ⁠Обязательное создание «контакт‑центра» для МСП в ФНС/Минпроме по вопросам внедрения маркировки и НДС.

19.⁠ ⁠Установить этапы доработки маркировки, касс и ЭДО: 3, 6, 12 месяцев с обязательными тестовыми и пилотными регионами.

Просим поддержать нас, чтобы остановить эти разрешительные меры!»

 

Рейтинг
( 200 оценок, среднее 4.62 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс