Малый и микробизнес подумал и предложил свою корректировку налоговой реформы. Предприниматели из разных отраслей, межотраслевых чатов, в том числе, легпрома, торговли, промышленности, сектора услуг, подготовили свои предложения и отправили их в Законодательное собрание Петербурга, уполномоченному по защите прав предпринимателей Петербурга Валерию Калугину, в Госдуму — депутатам Александру Демину, Алексею Веллеру, Валерию Гартунгу, в Совет Федерации — сенаторам Андрею Кутепову, Ивану Евстифееву, главе Минэка Максиму Решетникову и главе Минпромторга Антону Алиханову.

Основой предложений стали обсуждения в Национальном межотраслевом союзе предпринимателей (НМСП), организованом при аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве, РОО «Содействие малому бизнесу», Ассоциации розничной торговли и других объединений. Изменения в налоговом законодательстве обсуждают в Госдуме до 22 октября. И ниже — и предложения, и мнения малого, среднего и микробизнеса.
«Предлагаемое изменение законодательства о налогах, — пишут предприниматели, — которое затронет каждого предпринимателя в России с 1 января 2026 года, связанное с переходом с упрощённой системы налогообложения (УСН) на налог на добавленную стоимость (НДС) и отменой патентной налоговой системы (ПСН) для большинства ИП, вызывает огромное беспокойство у бизнес сообщества. Предложение снизить доходный порог с 60 миллионов до 10 миллионов рублей и поднять ставку НДС с 20% до 22% ухудшит положение малого и среднего бизнеса по всей стране.
Подобное снижение доходного порога в шесть раз представляется абсолютно неадекватной мерой.
Малый и средний бизнес, который является основой экономики, столкнется с невозможностью адаптироваться к столь резким изменениям.
Повышение НДС на 2% также существенно скажется на расходах предприятий и одновременно отразится на конечных потребителях, так как цены на товары и услуги неизбежно возрастут.
Это приведет к усилению инфляции и снижению покупательной способности населения, углублению экономического кризиса, повышению социальной напряженности, ухудшению демографической ситуации.
Более того, такие радикальные изменения приведут к тому, что многие бизнесы (до 50%) будут вынуждены закрыться, что значительно уменьшит налогооблагаемую базу и сократит поступление налогов. Кроме того, это приведет к уходу части бизнеса (до 30%-35%) в «серую зону», избегая официальной регистрации из-за непомерных налоговых нагрузок. Это отрицательно скажется на деловом климате и налоговых поступлениях государства.
Особенно негативно это скажется на микробизнесе, ИП, работающих без сотрудников или с числом сотрудников до 5 человек, которые составляют почти 70% от всей численности МСП.
Так как изначально эта форма имела льготное налогообложение наряду с повышенными рисками, такими как — ответственность всем своим имуществом, сложность с привлечением инвестиций, необходимость платить страховые взносы даже в случае отсутствия деятельности и дохода, отсутствие налоговых вычетов, минимальная пенсия — от 8 500 до 13 000 руб в среднем по стране. С принятием налоговых изменений все минусы остаются, а все плюсы убирают. Один предприниматель, имеющий ограниченные ресурсы, приравнивается к крупному бизнесу.
Мы не можем допустить столь серьёзное ухудшение условий для предпринимательства. Призываем правительство к пересмотру данных инициатив, чтобы поддержать рост и развитие малых и средних предприятий, а не загонять их в угол. Малый и средний бизнес заслуживает поддерживающей, а не подавляющей политики.
Наши предложения по вопросу поддержки отраслей экономики Российской Федерации в условиях внесения планируемых изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации.
1. Установить временный порог УСН/патента на уровне не ниже 30 млн руб. с обязательной ревизией через 12 месяцев по результатам отраслевых расчётов. (Альтернатива: сохранить 60 млн для наиболее уязвимых форм бизнеса ( микробизнеса) и понизить до 30 млн только для высокомаржинальных сегментов после верификации.)
2. Оставить патентную систему налогообложения для микробизнеса с площадью до 50 м2
3. Ввести явно прописанный переходный период не менее 12 месяцев для всех субъектов, подпадающих под изменения.
4. Начислять НДС только на сумму, превышающую порог: примерная формула — НДС начисляется на выручку сверх установленного порога за отчетный период. Это снижает шоковую нагрузку на малые предприятия.
5. Ввести возможность применения нулевой или пониженной ставки НДС для B2B‑операций в переходный период (при подтверждении трафика через контрагентов с НДС).
6. Ограничить применение НДС к операциям B2C в ряде розничных категорий (включая мелкую розницу, автосервисы, предметы первой необходимости) на период перехода.
7. Разработать «сезонные» и «региональные» пороги для отраслей с низкой маржой и высокой сезонностью.
8. Сохранить или расширить использование патентных режимов для отдельных видов торговли/услуг (розничная торговля в малых населённых пунктах, автосервисы, услуги) с площадью до 150 м2.
9. Автоматизация учета НДС: внедрить механизмы безбумажного отражения операций через ОФД/маркетплейсы/кассы (минимизировать ручные операции).
10. Ввести упрощённый порядок возмещения НДС для МСП (например, ускоренная процедура возмещения, авансовое возмещение при выполнении определённых условий).
11. Возможность применения «агентской модели» для маркетплейсов: площадки удерживают и перечисляют НДС с реализаций нерезидентов/мелких продавцов.
12. Компенсация затрат на маркировку, кассы и интеграцию ЭДО: субсидии до 100% капитальных затрат для микро‑точек (с лимитом на единицу — например, до 150–300 тыс. руб.), частичная компенсация для малых предприятий (до 50%).
13. Целевые гранты и субсидированные кредиты для модернизации IT/логистики (включая переход на ЭДО и облачные бухгалтерские системы).
14. Усиление таможенного контроля и обязательная маркировка импорта в ключевых категориях; обеспечить функционирование маркировки для лёгкой промышленности и текстиля в рабочем порядке.
15. Привязать допуск к маркетплейсам к обязательной регистрации продавцов, предоставлению реестра поставщиков и подтверждению статуса плательщика НДС/регистрации в РФ.
16. Ввести ответственность маркетплейсов за систематическое предоставление площадки продавцам‑нарушителям (штрафы, блокировки).
17. Механизмы контроля ценового демпинга (антидемпинговые правила для внутренних продаж, усиление контроля за «гаражной» торговлей).
18. Обязательное создание «контакт‑центра» для МСП в ФНС/Минпроме по вопросам внедрения маркировки и НДС.
19. Установить этапы доработки маркировки, касс и ЭДО: 3, 6, 12 месяцев с обязательными тестовыми и пилотными регионами.
Просим поддержать нас, чтобы остановить эти разрешительные меры!»