На малый и средний бизнес приходится около трех четвертей доходов всех туристических компаний страны. По итогам 2024 года в сфере туризма работали более 76 тыс. МСП, суммарный доход которых превысил 1,14 трлн рублей, сообщил министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Самый большой доход на одно МСП продемонстрировали туроператоры (10 млн рублей в месяц), наименьший — у тех, кто сдает комнаты, квартиры и дома на короткий срок (1,2 млн рублей в месяц).
«За три года мы видим стремительное развитие туристического сектора в России. Причем малый и средний бизнес выступает одним из ключевых драйверов, формируя три четверти доходов отрасли. С 2021 года суммарный доход туристических МСП вырос практически вдвое — с 595 млрд рублей до 1,14 трлн рублей по итогам 2024 года, — подчеркнул Максим Решетников. — Одновременно сохраняется положительная динамика по численности МСП в туризме. В 2021 году их было порядка 69 тыс., а сейчас уже 78,7 тыс.».
Наибольшая концентрация малых и средних предприятий в сфере туризма зафиксирована в Москве — 13,5%, Краснодарском крае — 8,1% и Петербурге — 6,8%. В пятерку регионов-лидеров входят также Московская и Свердловская области — 5,9% и 3,1% соответственно. Среди всех МСП в сфере туризма наиболее востребованным является гостиничный бизнес.
Среди регионов по числу малых и средних предприятий в гостиничном бизнесе лидируют Краснодарский край — 12,8%, Москва — 9,8% и Петербург — 5,3%, а также Московская область и Республика Крым — 4,3% и 4,1% соответственно.
Для поддержки и развития туристических МСП на цифровой платформе МСП.РФ функционирует специальный сервис «Поддержка предпринимателей в сфере туризма», созданный по поручению Президента.
Напомним, что цифровая платформа разработана и запущена Корпорацией МСП и Минэкономразвития РФ. Она функционирует с 2022 года и развивается по федеральному проекту «Малое и среднее предпринимательство» в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».