Куда движется сладкая индустрия

Экономика впечатлений в кондитерской отрасли начинает выходить на первый план, брендозамещение развивается, между тем высокая ставка и налоговое законодательство по-прежнему не способствуют росту кондитерских производств, а мигранты уезжают — и все это влияет на пищевую промышленность, и, в итоге, вызовет подъем конкуренции между производителями.

Производство сладостей в России росло все последние годы, но в последнее время проявился небольшой спад. Фото: РИА Новости

Потребителей еды в России больше не становится и за них между производителями будет нарастать конкурентная борьба, отметила Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» аналитического агентства INFOLine на международной конференции «Кондитерская индустрия. Мучные и сахаристые изделия. Сладкие снеки» .

После 2024 года на рынке заметно снижение производства кондитерских изделий — на 5,7%. При этом среднедушевое потребление сладкой продукции в России — составляет 26,2 кг (+3%) на человека в год, продажи в натуральном выражении — 3,95 млн тонн (+2,7%), а оборот розничной торговли достиг 2,4 трлн руб (+3,4%).

К ключевым трендам развития пищевой промышленности относятся консолидация и трансформация доли СТМ (собственных торговых марок), доля продуктов СТМ в сетях растет — сети хотят повысить за счет этого свою маржинальность, вместе с тем увеличивается количество эксклюзивных торговых марок (ЭТМ), наблюдается рост доли готовой еды, и это не конкурент общепиту, считает эксперт, скорее, «отъедание» % продаж у продуктов: покупатель купит либо продукты, либо готовое изделие из них. Расширяется также портфель продуктов для сегмента HoReCa.

«Производители, которым трудно пробиться в торговые сети, часто начинают сотрудничество с ними через СТМ, потом, укрепившись на полке, начинают продвигать и собственный бренд», — отметила Светлана Силенина.

Сети начинают конкурировать со своими же поставщиками-производителями.

Ассортиментные тренды эксперт заметила такие — прежде всего, это снижение содержания сахара в продукте, уменьшается размер продукта, например, шоколадных плиток, чтобы сохранить их стоимость, и на первый план выходит экономика впечатлений — это конкуренция брендов.

X5 Group сохранила лидерство по продажам товаров под СТМ, а «ВкусВилл» упрочил позиции в качестве крупнейшего пищевого бренда, а наиболее высокую долю уникального ассортимента демонстрируют online-ритейлеры «Самокат» и «Яндекс-Лавка.

В основном, поставщики производят продукты для сетей под их СТМ для того, чтобы загрузить свои мощности, также на решение о таком производстве влияет усиление лояльности сетей и улучшение переговорных позиций с поставщиками сырья, и другое.

INFOLine проводил опрос среди поставщиков сетей и выяснил, что основными трендами для разработки новинок стали производство СТМ (29%), развитие премиум-сегмента (27%) и развитие функциональных или специальных продуктов (25%), а также ЗОЖ-продукции (24%).

Что популярно

Импортозамещение иногда выливается в банальное копирование брендов — появились печенье а-ля Oreo  и шоколадки а-ля Риттерспорт. Но эксперт предостерегает таких производителей от возможных судебных разбирательств.

Самое же популярное на рынке — это фруктово-ягодная группа (малина, клубника, вишня), и также азиатская составляющая, которая очень востребована везде, и в кондитерской индустрии также.

К экономике впечатлений можно отнести и то, что например, популярная «Аленка» из «Объединенных кондитеров» теперь выпускается, например, с углем, и появились жевательные конфеты от компании Mandelez, которые светятся.

Также стало понятно, что тренд «Дубайского шоколада» не обошел Россию стороной — он везде, в печенье, конфетах, в молочных продуктах, и производители не обращают внимание на то, что   «дубайский» шоколад должен иметь хоть какое то отношение к первоисточнику, к Дубаю.

Также такая популярность манго в кондитерской продукции Светлана Силенина объяснила тем, что манго — дешевый продукт и его много выращивают во всем мире.

Перспективы для экспорта

Александр Якуба из федерального центра «Агроэкспорт» рассказал то том, что российские продукты в Китае уже начали квотировать, кроме того, по отношению к ним растет предубеждение. Причина явления в том, что появилось очень много подделок со стороны китайцев и кириллица на упаковке вызывает подозрение — покупатели думают, что это подделка. Но все равно, учитывая объем, Китай — самое перспективное направление для российского кондитерского экспорта.

Всего экспорт сладкой продукции из России составляет $1,8 млрд, среди них 48% — это мучные изделия, 37% — шоколад и другие сахаристые изделия. Наиболее растущие направления для российских экспортеров — это, кроме Китая, страны СНГ —  Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан.

  • Что касается стран Залива — ОАЭ, Саудовской Аравии — там огромное количество диабетиков и людей, страдающих ожирением, поэтому там будет востребована продукция как раз с уменьшенным содержанием сахара и жира.

Также в мире наблюдается тренд усиления турецких кондитерских брендов — потому что «они дешевые», отметил Александр Якуба. Наблюдается и тренд на халяльную продукцию и ингредиенты.

Потребление сахаристых изделий будет расти за счет малоразвитых стран, отметил спикер, снижение потребления сахара и жиров стоит в мире очень остро. Сахар постепенно заменяют стевия, аллюлоза, фруктовое пюре.

  • Надо смириться с тем, что потребление сахаристой продукции в мире будет снижаться, прозвучало на конференции. А вот расти спрос будет, к примеру, на сурими (годовой рост потребления 35%), и на сахар (28%) как продукт.

Антон Атаманенко, из компании NTech предсказал рост тех групп кондитерских товаров, где максимально значит бренд. И посоветовал предпринимателям развивать свои бренды.

Алексей Груздев из Streda Consulting, который говорил о молочных ингредиентах для кондитерки, отметил, что Россия производит уже более 26 млн тонн молочной продукции в год, и «мы пятые в мире» и третьи по производству сыров. «У нас 85% — самообеспеченность такой продукцией и вместе с продукцией из Беларуси — 100%. 1 млн тонн молочной продукции, в том числе детское питание, мы экспортируем», — сказал Груздев.

Инвесторы все больше интересуются глубокой переработкой молока, производством молочного белка и лактозы. Но строительство таких производств стоит от 50 млрд, а сбыт в мире весь занят.

Организатор конференции — ООО «СФЕРА МЕДИАГРУППА».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс