В Петербурге разрабатывают новую схему размещения пунктов технического обслуживания и ремонта транспортных средств и автомоек. На сайте антикоррупционной экспертизы появился проект постановления, которое регламентирует создание схемы размещения НТО именно для них. Из документа непонятно, смогут ли существующие автосервисы переехать в новую схему автоматически или их владельцы должны принять участие в конкурсах на свое место. Юристы считают, что появление новой схемы НТО противоречит федеральному законодательству, а бизнес уверен, что услуги автосервисов могут быстро перейти в теневой сектор. Зачем это все: возможно, город решил увеличить поступления в бюджет от растущего в денежном выражении сектора, считают эксперты.

В Петербурге действует основная схема размещения нестационарной розницы, которая по данным вице-губернатора Кирилла Полякова содержит около 4,5 тыс земельных участков, и из нее в процессе оптимизации исключено около 2 тысяч участков, торговые объекты, расположенные там, должны покинуть схему — договора с ними не будут продлены. По данным геосервиса 2ГИС в городе 3 618 автосервисов. В городской схеме размещения несколько сотен автосервисов и автомоек.
Из проекта постановления, который проходит антикоррупционную экспертизу, делается понятно, что автоматического переноса из действующей схемы размещения НТО в новую, отдельную, скорее всего, не будет, однако для того, чтобы претендовать на участок в новой схеме, нужно выполнить техническое задание — заказать проект объекта, который обойдется бизнесу примерно в 300 тысяч рублей каждый.
«Чтобы получить техзадание и подать на схему размещения, нужен как минимум договор аренды», — говорит Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу». И это не гарантия, что вы выиграете объект. Чтобы получить договор, надо быть в схеме, а для этого выполнить все условия, которые перечисляются в проекте. «Потратить кучу денег, зайти в схему, подать заявление в КИО, а тебе могут отказать по каким-то причинам и не пустить на аукцион. Потратить свои деньги, чтобы кто-то другой вышел на аукцион?», — говорит она.
Также есть требование подать заявление через районные администрации для включения в схему.
Схема — дублер
Как считает адвокат Александр Волков, работающий с нестационарными торговыми объектами и правами их владельцев в судах, в постановлении также используются термины, которых нет в федеральном законе.
Например, такой термин, как «основные магистрали», который используют авторы постановления, такого термина для федерального законодательства не существует, — подчеркивает Александр Волков. — Постановлением создается дублирующая основную схема, но по закону муниципальная схема НТО утверждается однократно и должна быть одна. Это исходит также из Земельного кодекса. Следуя этой логике, должны появиться дублирующие схемы НТО и для других видов торговых объектов, например, для промышленных предприятий, которые используют временные сооружения для своих нужд, или для заправок электромобилей, и так далее. Формировать схему НТО нужно в соответствии с 381 ФЗ — законом о торговой деятельности, и там ничего не говорится о дублирующих схемах».

Сейчас для того, чтобы исключить земельный участок из схемы НТО у власти имеется около 15 оснований, или пунктов в типовом договоре, которыми можно воспользоваться, говорит Александр Волков. «Из проекта постановления не понятно, как попадать в схему и как продлевать свой договор на участок, — говорит Волков. — Новый порядок попадания в схему исключил понятие добросовестности, которое лежало в основе нахождения торговых объектов в схеме: если арендатор был добросовестным, исправно платил плату и не нарушал правил торговли, он мог продлить договор на новый срок».
Если в случае с НТО — автосервисами и автомойками, правило не будет действовать, это будет очень странно, ведь автосервисы — это не торговая палатка или тележка, занимающая 4 м2, это сооружения, занимающие площадь 300 — 500 м2 и требующие значительных инвестиций и долгой окупаемости.
«Пять лет отбиваются затраты только на оборудование — но как раз первые пять лет предприниматель будет строить объект и получать согласования, — говорит Янина Тихонова-Гришина. — Затратит 10-25 млн и потом должен должен все снести? После знакомства с текстом проекта постановления делается понятным, почему КИО в проекте бюджета просят снижения сбора доходов».
По мнению Александра Волкова проект постановления создает правовую неопределенность и противоречит федеральному законодательству. «Схема размещения должна быть едина», — уверен он.
Пока многое непонятно
Олег Ванюков, член правления НКО «Союз Автосервисов», считает, что новая схема именно для автосервисов — это только начало процесса, и ее формирование бессмысленно, если продлевать договор на участки нужно будет через аукцион. «Будет ли автоматический перенос из одной схемы в другую, из этого документа не ясно», — замечает специалист.
Он добавляет, что скорее всего власти исходили из благого намерения — обезопасить участников рынка автосервисов от готовящегося законопроекта о «непродлении договора» аренды, который полагается сейчас добросовестным арендаторам, но в сентябре законопроект могут принять как закон Петербурга и тогда владельцы автосервисов, которые инвестировали в свои объекты десятки миллионов рублей, вынуждены будут сносить их каждые пять лет и строить заново. На это никто не пойдет, уверен Олег Ванюков.
- По данным «Союза Автосервисов» объект площадью 500 м2 требует инвестиций в 25 млн руб, и срок окупаемости в 3,5-4 года. Возможно, с помощью постановления власти хотят перенести в новую схему автосервисы и автомойки без торгов, замечает общественник.
Также он полагает, что если власти не перенесут объекты из одной схемы в другую, город может остаться вовсе без автосервисов. «В общем, пока приходится гадать», — говорит Олег Ванюков.
Не обсуждается с бизнесом
«Есть понятие «Схема размещения нестационарных торговых объектов», — говорит Янина Тихонова-Гришина, оно содержится в федеральном законе о торговой деятельности. И в этом законе не говорится, что таких схем может быть несколько». Руководитель РОО согласна с юристом Александром Волковым, что понятия «основных магстралей» также нет в федеральном законодательстве, но местные власти его постоянно используют в документах, касающихся НТО.
«Все делается так, что вроде как, «мы вам ничего не запрещаем», но вот выполнить требования предприниматели будут не в состоянии», — считает Янина Тихонова-Гришина. Такие по ее мнению не до конца проработанные проекты постановлений появляются потому, что они не обсуждаются с бизнесом, считает руководитель объединения.

В то же время согласно госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», у горожан должны быть и доступные услуги для автовладельцев. Если в городе исчезнут автосервисы и автомойки, кому от этого будет лучше, спрашивает она.
Олег Ванюков тоже считает, что Смольный перестал советоваться с бизнес-объединениями и перед принятием важных решений запрашивать хотя бы их экспертное мнение.
Причины
Как говорят опытные автомобилисты, когда несколько лет назад с импортными автомобилями было просто, их меняли каждые пять лет. Сейчас такой возможности нет, а «китайцев» (автомобили китайского производства — Ред.) не все любят. Поэтому бизнес на услугах ремонта стал очень востребован, а сами услуги, как и запчасти, подрожали в несколько раз. И. вероятно, город хочет заработать на этом тренде и поднять аренду с помощью возможных аукционов.
Олег Ванюков говорит, что у него другие сведения: спрос на услуги ремонта автомобилей рос с 2022 года до конца 2024-го, но в 2025 резко прекратился. «Люди перенесли деньги на депозиты в банки, и просто снизился покупательский спрос, автовладельцы стали экономить на ремонте», — говорит он.
Если примут «непродление договоров аренды» (законопроект о том, чтобы отменить продление договора на аренду участков под НТО для добросовестных предпринимателей и распределять их через аукцион каждые 5 лет), то фактически произойдет отмена петербургского закона об обязательном предоставлении альтернативного участка взамен изъятого из схемы, говорит Янина Тихонова-Гришина. «Если примут непродление, смысл пользоваться альтернативным участком, исчезает», — считает руководитель РОО.
- Таким образом, легальная сфера автосервисов может уменьшится, а нелегальная — в гаражах, например, возрастет. А это уже — вопрос безопасности на дорогах, уверена эксперт.