Предприниматели продолжают осознавать принятие закона о платформенной экономике, который вступит в силу в октябре 2026 года. Есть голоса за и голоса против, есть и скурпулезный анализ документа, как у основатели сети магазинов электроники DNS Дмитрия Алексеева. Он все разложил по полочкам. Его коллеги, маститые предприниматели, с ним зачастую не согласны.

«Поздравляю маркетплейсы! Закон о платформенной экономике — это, конечно, победа “в одну калитку” — пишет Дмитрий Алексеев в своих социальных сетях. — Ни одна проблема, стоящая перед отраслью, не была решена, да к тому же и этот беззубый закон вступает в силу только в октябре следующего года.
А какие вообще проблемы стоят?
Защита прав потребителей. МП отстояли возможность не отвечать перед потребителем за качество продаваемого товара. Допустим, вы купили на маркетплейсе кроссовки, а они оказались бракованными и развалились. Но претензию можно адресовать только селлеру. Маркетплейс только передал коробку — с него взятки-гладки. Он, возможно, и примет брак для того, чтобы передать селлеру, но деньги вернет фактически, если у платформы есть деньги этого селлера. Привлечь маркетплейс в суд вы не сможете.
Так что, если селлер — это ИП из Горного Алтая, то езжайте туда и ищите его сами. При этом, если это же ИП продаст кроссовки через «Спортмастер», то отвечать за качество перед потребителем будет именно сам «Спортмастер», а потом уже «Спортмастеру» ехать искать ИП в горы Алтая. В общем, маретплейсы смогли прикинуться «логистическим оператором», притом что логистические операторы берут деньги за килограммы груза, а МП — процент от продаж, причем вполне в масштабах «Спортмастера», а потом уже за килограммы.
Защита прав партнеров МП (селлеров и ПВЗ). Тут вообще смех. Справедливее было бы назвать их не партнерами, а рабами. Ведь смотрите, как это происходит. Маркетплейсы говорят: «Мы как торговый центр, только в информационном пространстве. Поэтому к нам нужно подходить как к арендодателю в ТЦ, а не как к перепродавцу».
Но при этом они берут плату с селлеров не за размещение объявления, а процент от стоимости товара. Более того, этот процент может быть любым и меняться как захочется. Ну, это все равно как будто вы берете в ТЦ магазин по цене 1000 рублей за метр, начинаете торговать, а вам арендодатель такой — раз! — и говорит: «Теперь цена будет 15 000 рублей».
Да-да! Именно: легко так — в 15 раз, — а вы и пикнуть не сможете. Так вот, новый закон внес колоссальный прогресс в это торжество партнерства. Он ввел срок, за который МП должен проинформировать своих «рабов» об изменении условий их «рабства». Там градации – 45 и 15 дней. Вот и все права партнеров. Селлер может узнать за 45 дней, что комиссия выросла в 100 раз, а владелец ПВЗ — что ему отчисления снизили до 0,1%.
Борьба со схемотозом. Тут вообще кратко. Закон никак не решает и близко проблему с использованием «самозанятых», неуплатой НДС и продажей товаров без сертификации и т.д. Ну вот просто: закон ничего не меняет в этой сфере. Триллионы и дальше пойдут в обход казны.
И это только беглый набросок проблем, стоящих перед отраслью и никак не решаемых законом. Дополните меня в комментариях.
И вот у меня вопрос: как так получилось, что маркетплейсы разгромно обыграли и государство, и потребителей, и своих партнёров? Напишите в комментариях, очень интересно посмотреть на ваши версии», — просит Дмитрий Алексеев.
И комментаторы не заставили себя ждать:
Мнения коллег
«Маркетплейсы решили и решают огромную проблему государства: занятость миллионов людей, — пишет Алексей Федоров, глава совета по электронной коммерции ТПП РФ. — Это стоит каких то денег, государство на это готово.
Мы же видим, что против МП выступают только предприниматели с сетевыми магазинами, классический ритейл. Потребители, народ, счастлив от этой схемы работы.
Кроме того, полностью решен вопрос с одинаковым доступом к товарному ассортименту для жителей всей страны. Нет дискриминации граждан, живущих на Камчатке, например. Им теперь доступен тот же ассортимент, что и москвичам. По факту, МП решили вопрос товарной, торговой связности страны. И экономят миллионы человеко-часов. Это тоже плюс в бюджет».